Как повышенный холестерин влияет на появление метастазов при онкологических заболеваниях

Исследование, проведенное Институтом рака Дьюка, выявило один из способов, которым холестерин может повысить способность раковых клеток к образованию метастазов.
sciencepics/Depositphotos

Ученые обнаружили, что холестерин препятствует гибели раковых клеток при попытке образовать метастазы

«Большинство раковых клеток умирают при попытке сформировать метастазы – для них это очень стрессовый процесс», — объясняет Дональд Макдоннелл, старший автор не так давно опубликованного исследования. «Те немногие, кто не умирает, обладают способностью преодолевать вызванный стрессом механизм гибели клетки. Мы обнаружили, что холестерин является неотъемлемой частью этого процесса».

Предыдущие исследования показали, что высокий уровень холестерина может усиливать рост опухоли при эстроген-положительном раке молочной железы. Это открытие не стало неожиданностью, поскольку на тот момент уже было известно, что некоторые метаболиты холестерина действуют аналогично эстрогену.

Но исследователи также обнаружили связь между высоким уровнем холестерина и наихудшими исходами заболевания у пациентов с эстроген-отрицательным раком груди. Исследование было направлено на то, чтобы лучше понять, какой механизм связывает холестерин с раковыми клетками, нечувствительными к эстрогену.

Эстроген-положительный рак молочной железы (РМЖ) составляет примерно 70% всех случаев РМЖ. В клетках опухоли есть рецепторы к женским половым гормонам — эстрогенам. Под их воздействием злокачественные клетки активно растут и размножаются. При диагностике этого типа рака врачи назначают терапию препаратами, блокирующими эстрогены. Чаще всего они эффективны, но при прогрессировании заболевания чувствительность к ним снижается.

Эстроген-отрицательный рак молочной железы встречается реже — в 20–30% случаев. В клетках опухоли нет рецепторов к эстрогенам, поэтому гормонотерапия неэффективна. Для лечения используют химиопрепараты и таргетную терапию.

Используя модели животных и тканей, ученые смогли в масштабе оценить то, что происходит с раковыми клетками, когда они подвергаются воздействию 27-гидроксихолестерина (27HC) — метаболита холестерина. Было обнаружено, что в ответ на высокие хронические уровни 27HC раковые клетки увеличивают поглощение липидов.

Это, в свою очередь, вызывает повышение уровня фермента GPX4, который защищает клетку от повреждений, вызванных повышенным захватом липидов. Он также помогает предотвратить тип гибели клеток, называемый ферроптозом.

Было обнаружено, что устойчивость к ферроптозу является ключевой особенностью метастатических раковых клеток. Таким образом, исследователи выдвинули гипотезу о том, что высокий уровень холестерина может увеличить способность раковых клеток противостоять ферроптозной гибели клеток и впоследствии повысить риск метастазирования рака у пациента.

«Раскрытие этого пути выявило новые подходы, которые могут быть полезны для лечения запущенных заболеваний», — говорит МакДоннелл. «В настоящее время разрабатываются современные методы лечения, которые подавляют описанный нами путь. Важно отметить, что эти результаты еще раз подчеркивают, почему снижение холестерина — либо с помощью лекарств, либо путем изменения диеты — является хорошей идеей для улучшения состояния пациентов».

Бонус: 5 важных фактов о том, на что еще влияет повышенный уровень холестерина в организме
  • Повышенный уровень холестерина может привести к развитию атеросклероза, что является основной причиной сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Повышенный холестерин — один из основных факторов риска ишемической болезни сердца, которая может привести к инфаркту миокарда.
  • Высокий холестерин может привести к повреждению нервной системы, что может проявляться в виде невропатии или других неврологических симптомов.
  • Он также может ухудшить контроль уровня глюкозы в крови и увеличить риск развития диабета.
  • Повышенный уровень холестерина может повлиять на здоровье глаз и увеличить риск развития глаукомы или катаракты.
О л
О л 24 Сентября 2021, 10:46
Теперь холестерин, следующий что будет?
SergA 25 Августа 2021, 21:54