Как американский ресторан 11 лет заражал людей сальмонеллами

Согласно новому отчету Центра по контролю и профилактике заболеваний США, ресторан в Мичигане стал источником необычной вспышки сальмонеллы, которая продолжалась более десяти лет. В результате длительного расследования специалисты определили, что посетителей заведения заражала не еда, а само здание ресторана и его сотрудники, которые бессимптомно переносили бактерию.
Как американский ресторан 11 лет заражал людей сальмонеллами

За 11 лет в мичиганском ресторане сальмонеллами заразились 35 человек. Бактерия так глубоко поразила здание, что даже тщательная уборка и ремонт кухни не смогли ее уничтожить

Мичиганские чиновники впервые узнали о вспышке болезни в 2012 году, когда было выявлено несколько случаев заражения сальмонеллами в округе Каламазу, штат Мичиган. Штаммы бактерий Salmonella Mbandaka, обнаруженные у заболевших людей, были генетически похожи, то есть, источник заражения был общим во всех случаях.

С 2012 по 2014 год чиновники пытались выяснить, где именно заражаются люди. Обычно сальмонеллы попадают в организм вместе с продуктами питания, поэтому пациентов в основном расспрашивали о еде, которую они покупали и ели, а также о ресторанах, которые они посещали. В 2014 году обнаружилось, что пять человек посещали один и тот же ресторан в округе Каламазу. Однако на тот момент ресторан не могли признать источником заражения из-за недостаточного количества доказательств. В 2017 году чиновники еще раз проверили эту гипотезу, а в 2018 году инициировали полноценное расследование, которое показало, что с 2008 по 2019 год нечто в ресторане заразило 35 человек штаммом Salmonella Mbandaka.

Разумеется, после этого специалисты собрали многочисленные образцы ресторанной среды (например, мазки с поверхностей на кухне) и попросили сотрудников предоставить образцы кала для тестирования на сальмонеллу. Они обнаружили, что почти 50% образцов окружающей среды показали положительный результат на штамм Salmonella Mbandaka — бактерии нашли на кухне в зонах приготовления пищи, мытья и хранения посуды, а также в туалетах. Кроме того, у четырех из 100 сотрудников ресторана обнаружился положительный результат на наличие Salmonella Mbandaka. Им запретили выходить на работу до полного выведения бактерии из организма.

Ученые знали, что люди могут быть долговременными носителями штамма Salmonella Typhi, вызывающего брюшной тиф. Самым известным бессимптомным носителем этих бактерий была Мэри Мэллон — она же «Тифозная Мэри» — кухарка, которая, вероятно, заразила брюшным тифом десятки людей в Нью-Йорке в начале 1900-х годов.

В 2018 году в ресторане дважды провели глубокую чистку и ремонт, но даже эти меры не привели к полному уничтожению сальмонелл. Поэтому заведение добровольно закрылось в конце того же года. Продукты питания, посуда, стулья, столы и прочие предметы были уничтожены, а здание признано непригодным для производства или хранения продуктов питания.