В черепах тираннозавров нашли необычные мозговые структуры

Нам мало что известно о дасплетозавре, тероподе позднего мелового периода, который обитал в лесах Северной Америки 75 миллионов лет назад. Недавно палеонтологи пролили свет на одну из загадок, связанных с этим животным, сделав компьютерную томографию черепных коробок двух особей, чтобы в цифровом виде реконструировать мозг и прилегающие к нему структуры.
В черепах тираннозавров нашли необычные мозговые структуры

Изучив останки родственников знаменитого тирекса, ученые предположили, что их мозг отличался от сородичей сильнее, чем считалось раньше

Дасплетозавр был динозавром-мясоедом, впервые описанным в 1970 году; это тираннозавр, то есть он является частью семейства Tyrannosauridae — группы, в которую входят тарбозавр, альбертозавр и, конечно же, знаменитый тираннозавр рекс. Исследовательская группа изучила два черепа дасплетозавра: один был найден недалеко от Альберты, канадской реки Ред-Дир в 1921 году, а другой был выкопан недалеко от Молочной реки в этой провинции на рубеже тысячелетий.

Два экземпляра отстояли друг от друга по времени примерно на 2 миллиона лет, что с точки зрения эволюции динозавров довольно скромная цифра. За 70 миллионов лет ископаемые разложились так, что мягкие ткани полностью истлели. Но компьютерная томография хороша не только для неинвазивного исследования сложных структур, таких как мозг, — она может быть полезна даже тогда, когда мозга уже давно нет.

Исследовательская группа смогла отобразить некоторые ранее скрытые структуры в черепах динозавров, позволивших лучше понять то, как хищники воспринимали свою среду обитания. Новая работа, опубликованная в Canadian Journal of Earth Sciences, обнаружила различия между черепными коробками животных, а значит черепа тираннозавров могли иметь больше вариаций, чем считалось ранее.

По сравнению с другими анатомическими структурами, на которые влияет естественный отбор, «мозг является очень консервативным органом ... считается, что окружающие его кости почти не меняются», — рассказал Тецуто Мияшита, палеонтолог из Канадского музея природы и ведущий автор исследования.

«Это считалось верным для динозавров, но, поскольку раньше у нас было доступ к весьма ограниченному набору черепных коробок, мы только недавно обнаружили, что покров мозга у тираннозавров на самом деле сильно различался от вида к виду или даже внутри вида», — пояснил Мияшита.

Команда обнаружила каналы, по которым проходили нервные пучки, связанные с глазами динозавров. Они также заметили воздушные мешочки — обычное явление у теропод и современных птиц — во многих костях мозговой оболочки.

Модель содержимого черепной коробки
Модель содержимого черепной коробки дасплетозавра
Tetsuto Miyasita Canadian Museum of Nature

«Полости внутри костей не только делают огромный череп легче, но и связаны со средней областью уха. Вероятно, они помогали усиливать звуки и позволяли мозгу лучше определять то, откуда исходит звук», — объяснила Ариана Паулина Карабахал, палеонтолог, специализирующийся на черепных коробках динозавров из Национального университета Комахуэ в Аргентине и соавтор статьи.

Хотя обе окаменелости имели эти особенности, они различались: у одного из экземпляров пазухи обладали уникальным внешним видом и рядом других характеристик, которые встречались у других видов тираннозавров, таких как Gorgosaurus и Bistahieversor. Все дело в том, что строение мозга и костей черепа – это достаточно важные признаки, чтобы особь можно было вынести в отдельную группу внутри семейства. Палеонтологи намерены продолжать работу, чтобы понять, не пора ли объявить об «открытии» новой разновидности древних хищников.