Звезда в бегах: Гостья от соседа

Молодая звезда, на бешеной скорости уносящаяся прочь от Млечного Пути, давно озадачивала астрономов. Расчет показал, что появилась она не в нашей галактике, и в жизни ее произошла как минимум одна серьезная катастрофа.

Проанализировав скорость и яркость звезды HE 0437−5439, а заодно — химический состав хвоста материи, который растянулся далеко за ней, группа астрономов показала, что родина ее — вовсе не Млечный Путь, как считалось до сих пор, а расположенное по соседству Большое Магелланово Облако. Судя по полученным результатам, выбросить звезду оттуда могла еще не открытая крупная черная дыра.

HE 0437−5439 — одна из 10-ти известных «сверхбыстрых» звезд, быстро удаляющихся прочь от нашей галактики — мы рассказывали о них в статье «Вселенская катапульта». «Но она заметно отличается от остальных 9-ти, — добавляет одна из участников исследования Мерседес Лопес-Моралес (Mercedes López-Morales). — Их типы, скорости, возрасты говорят о том, что все они были выброшены из центра нашей галактики, расположенной там сверхмассивной черной дырой. Эта же звезда была открыта в 2005-м, тогда было показано, что ее состав во многом схож с составом Солнца. Но несложный расчет говорит, что ей понадобилось бы 100 млн. лет для путешествия в текущую точку из центра Млечного Пути — тогда как возраст звезды не превышает 35-ти миллионов».

Чтобы объяснить этот «парадокс молодости», было выдвинуто несколько гипотез. Одна из них предполагала, что HE 0437−5439 является «голубым дезертиром» (blue straggler; термин этот до сих пор не имеет устоявшегося русского варианта) — то есть, звездой, несколько крупнее и ярче своих соседок, образовавшейся в результате слияния двух менее массивных предшественниц. Согласно другой гипотезе, она происходит не из Млечного Пути, а из другой галактики — Большого Магелланова Облака (БМО).

«Звезды в БМО, — поясняет другая исследовательница, Альчеста Бонанос (Alceste Bonanos), — по химическому составу отличаются от большинства "наших" — в них меньше легких элементов. Так что если удастся установить состав этой звезды, мы узнаем место ее рождения». Но прежде всего ученые проверили имевшиеся данные о размерах, возрасте и скорости HE 0437−5439. Все подтвердилось: звезда примерно вдевятеро тяжелее Солнца, возрастом 35 млн. лет, удаляется и от Млечного Пути, и от БМО со скоростью около 2,6 млн. км/ч, уносясь в пустое космическое пространство. И лишь затем исследователи приступили к уточнению ее химического состава. Именно это показало, что родиной «беглой» звезды является вовсе не наша галактика.

Вдобавок, удалось замерить вращение звезды, которое позволило еще глубже заглянуть в ее нелегкое прошлое. Скорей всего, некогда она входила в двойную звездную систему, на свое несчастье оказавшейся слишком близко к черной дыре весом около 1 тыс. солнечных масс. При этом систему буквально разорвало: одна из звезд упала в черную дыру, а вторая разогналась до колоссальной скорости и была выброшена — и до сих пор продолжает свой полет.

Читайте также о самой быстро летящей из известных звезд, скорость которой достигает 4,7 млн. км/ч: «Космо-снаряд».