Почему противотуберкулёзная вакцина полезна для профилактики COVID-19

Американские учёные выяснили, что вакцина против туберкулёза, широко известная под аббревиатурой БЦЖ, может быть полезна при лечении и профилактике коронавирусной инфекции. Правда, не все с этим согласны.
Почему противотуберкулёзная вакцина полезна для профилактики COVID-19

Знаменитая БЦЖ может работать против не только туберкулёза, но и коронавируса

Противотуберкулёзная вакцина БЦЖ (Бацилла Кальмета-Герена — Bacillus Calmette-Guérin, или просто BCG) приготовлена из штамма ослабленной живой бычьей туберкулёзной палочки, которая практически утратила вирулентность для человека, будучи специально выращенной в искусственной среде. Эта вакцина относительно безопасная, недорогая и требует лишь одной инъекции. Несмотря на недостатки, вакцинация БЦЖ рассматривается в качестве важного элемента стандартных мер по борьбе с туберкулёзом.

В самом начале пандемии коронавируса появились данные о том, что в странах, где население массово привито БЦЖ, люди реже заболевают COVID-19 и меньше умирают. Затем информация была опровергнута, но позже учёные всё же выяснили, что прививка полезна при терапии от коронавируса, потому что способствует снижению в крови уровня провоспалительных цитокинов, которые часто становятся причиной так называемого цитокинового шторма.

Как сообщает РИА Новости, учёные из Нью-Йоркского технологического института и Техасского университета опубликовали свои исследования о положительных эффектах БЦЖ. Выводы исследователей весьма схожи и говорят о том, что в странах, где делают БЦЖ, пандемия идёт медленнее и смертность от коронавируса гораздо ниже. Раннее и продолжительное воздействие штамма вакцины на формирующуюся иммунную систему обеспечивает адъювантный эффект — усиливает иммунный ответ организма на различные, в том числе многие инфекционные, антигены.

БЦЖ защищает от туберкулёза и проказы, поскольку возбудители этих заболеваний обладают сходными белками на поверхности клеток. Вакцина снижает детскую смертность от всех причин в два-три раза, потому что работает механизм иммунологической памяти, благодаря которому БЦЖ тренирует врождённый иммунитет против огромного количества патогенов — вирусов, бактерий и грибков.