«Бомба замедленного действия»: где находится супервулкан Йеллоустоун и насколько он опасен

Регулярные отчеты Геологической службы США (USGS) показывают, что земля под Йеллоустоунским национальным парком становится все более сейсмически активной. Насколько опасно извержение вулкана Йеллоустоун и чем оно нам грозит?
Getty Images

На Земле существует множество вулканов, но большинство из них либо извергается очень редко, либо давно спит. Крупных вулканов на нашей планете осталось не так много, но некоторые из них могут быть очень опасными не только для проживающих рядом людей, но и для целых островов и огромных участков суши. Одним из таких мощных вулканов можно назвать Йеллоустоунскую кальдеру или вулкан Йеллоустоун.

Где находится вулкан Йеллоустоун?

Вулкан Йеллоустоун расположен в одноименном национальном парке в штатах Вайоминг, Монтана и Айдахо. Он занимает площадь 8983 квадратных километра. Это больше, чем штаты Род-Айленд и Делавэр вместе взятые. 96% парка расположено в штате Вайоминг, а Йеллоустоун является частью экорегиона леса Южных Центральных Скалистых гор.

Вулкан Йеллоустоун расположен в США и считается одним из самых опасных активных вулканов на сегодняшний день

Парк расположен на плато Йеллоустоун и в среднем имеет высоту 2400 м над уровнем моря. Пересекает по диагонали юго-западную часть Йеллоустоуна в Североамериканском континентальном водоразделе. По всему Йеллоустоуну протекает множество рек и озер, в том числе Йеллоустоунское озеро — самое большое высокогорное озеро в Северной Америке. Примерно на 80% национальный парк состоит из лесов, а большая часть остального пространства занимают пастбища.

Как образовался вулкан Йеллоустон?

Большая часть истории Земли известна как докембрийское время. Породы этого возраста встречаются в северном Йеллоустоне и в сердце близлежащих горных хребтов. В докембрийскую и последующие палеозойскую и мезозойскую эры (541-66 миллионов лет назад) западная часть Соединенных Штатов была покрыта океанами, песчаными дюнами, приливными равнинами и обширными равнинами. С конца мезозоя до раннего кайнозоя начались процессы горообразования и начали формироваться Скалистые горы.

В течение кайнозойской эры (последние 66 миллионов лет истории Земли) в районе Йеллоустоуна стали активно расти горы, появились признаки вулканизма, появлялись разломы и оледенение. Примерно 30 миллионов лет назад обширные земли современного Запада начали раздвигаться вдоль оси восток–запад. Этот продолжающийся процесс растяжения ускорился около 17 миллионов лет назад и создал современную топографию бассейна и горных хребтов, которая характеризует большую часть Запада, включая район Йеллоустона.

Около 16,5 миллионов лет назад вблизи границ современных штатов Невада, Орегон и Айдахо начался интенсивный период вулканизма. Последующие извержения вулканов можно проследить по южной части штата Айдахо в направлении Йеллоустоуна. Этот 800-километровый след из более чем 100 кальдер появился, когда Североамериканская плита двигалась в юго-западном направлении по скоплению магмы. Около 2,1 миллиона лет назад благодаря движению Североамериканской плиты район Йеллоустоуна стал ближе к мелководному магматическому телу. Этот вулканизм и сегодня остается движущей силой в Йеллоустоуне.

Извержения вулкана Йеллоустоун

Первое крупное извержение этого американского вулкана случилось 2,1 миллиона лет назад. Это было одно из крупнейших извержений вулканов, известных человеку. В результате него пеплом было покрыто около 15 000 квадратных километров территории вплоть до нынешнего штата Миссури. Общее количество выброшенного вулканического материала, по оценкам ученых, в 6000 раз превысило объем материала, выброшенного во время извержения вулкана Сент-Хеленс в 1980 году в Вашингтоне.

Извержения вулкана Йеллоустоун случаются регулярно. Самые крупные из них засыпали пеплом огромные территории
Извержения вулкана Йеллоустоун случаются регулярно. За последние 2 миллиона лет вулкан пережил 3 масштабных извержения. Самые крупные из них засыпали пеплом огромные территории

Второе значительное, хотя и меньшее по размеру извержение вулкана Йеллоустоун произошло на западном краю первой кальдеры примерно 1,3 миллиона лет назад. Третье и самое последнее мощное извержение вулкана 631 000 лет назад создало нынешнюю Йеллоустонскую кальдеру шириной 50 на 60 километров. С тех пор произошло 80 небольших извержений. Примерно 174 000 лет назад одно из них создало то, что сейчас называется гейзерным бассейном West Thumb. Во время и после этих взрывных извержений огромные потоки вязкой риолитовой лавы и менее объемные потоки базальтовой лавы частично заполнили дно кальдеры и окружающую местность.

Со времени последнего из трех извержений давление мелководного магматического тела сформировало два купола внутри Йеллоустонской кальдеры. Оба купола раздуваются и спадают по мере изменения объема магмы или гидротермальных жидкостей под ними. Дно кальдеры тоже поднимается или опускается. В прошлом столетии из-за этого дно кальдеры наклонилось в южном направлении. В результате южные берега Йеллоустонского озера опустились, деревья теперь стоят в воде, а северная оконечность озера превратилась в песчаный пляж у Рыболовного моста.

Будущие извержения вулкана Йеллоустоун

В 2021 году ученые обнаружили увеличивающуюся сейсмическую активность в районе вулкана. Они зафиксировали более 1000 землетрясений за месяц. К счастью, пока что все землетрясения были незначительными: из тысячи всего четыре достигли магнитуды в 3 балла (достаточно сильные, чтобы их можно было почувствовать, но неспособные причинить ущерб). По словам экспертов, ни одно из землетрясений не сигнализирует о том, что супервулкан под парком станет извергаться в ближайшее время.

«Хотя этот уровень сейсмичности выше среднего, он не является беспрецедентным и не отражает магматической активности», — говорится в отчете Геологической службы США. «Если бы магматическая активность была причиной землетрясений, мы бы ожидали увидеть другие индикаторы, такие как изменения в стиле деформации или тепловые / газовые выбросы, но их обнаружено не было».

В течение июля 2021 года сейсмографические станции Университета Юты, отвечающие за мониторинг и анализ землетрясений в районе парка Йеллоустоун, зарегистрировали в общей сложности 1008 землетрясений. Эти землетрясения произошли в серии из семи кластеров, из которых самое мощное событие имело место 16 июля.

По данным USGS, в тот день глубоко под озером Йеллоустоун произошло не менее 764 землетрясений, в том числе землетрясение магнитудой 3,6 — самое сильное за месяц.

В отчете сказано, что оставшиеся шесть кластеров были меньше, а их магнитуда не превышала 3 балла. Геологическая служба США добавила, что беспокоиться не о чем, отметив, что землетрясения, вероятно, являются результатом движения тектонических масс по уже существующим разломам под парком. По словам исследователей, движение разломов может быть вызвано таянием снега, который увеличивает количество грунтовых вод, просачивающихся под территорию парка, и повышает уровень подземного давления.

Йеллоустон — один из самых сейсмически активных регионов США; По данным Службы национальных парков, в этом районе обычно бывает от 700 до 3000 землетрясений в год, большинство из которых незаметны для посетителей. Самым сильным землетрясением в Йеллоустоуне было землетрясение магнитудой 7,3 балла на озере Хебген в 1959 году.

Вулкан Йеллоустоун извергался несколько раз в прошлом, причем гигантские извержения происходили примерно каждые 725 000 лет или около того. Если этот график точен, парк ожидает еще одно сильное извержение — но примерно через 100 000 лет.