Почему оральные вакцины могут быть менее эффективны

Американские учёные выяснили, что сбои в работе микрофлоры в кишечнике делают иммунитет менее восприимчивым к действию оральных вакцин.
Почему оральные вакцины могут быть менее эффективны

Учёные выяснили, что микрофлора кишечника причастна к снижению эффективности подобных препаратов

Как сообщает ТАСС, учёные из Питтсбургского университета установили, что нарушения в работе микрофлоры кишечника вызывают частые воспаления, что, в свою очередь, приводит к появлению большого числа регулирующих Т-клеток, подавляющих эти процессы. Побочным эффектом их работы является то, что они препятствуют накоплению в органах пищеварения клеток, связанных с выработкой реакции на вакцины.

В организме человека бактерий, грибков и другой микрофлоры примерно в десять раз больше, чем клеток. Долгое время считалось, что состав микрофлоры влияет только на обмен веществ, но исследования показывают, что это распространяется на вероятность заболеть раком и другими заболеваниями, а также на поведение людей и животных. Трансплантация «здоровой» микрофлоры помогает страдающим от ожирения грызунам похудеть, а жирная пища способствует размножению в кишечнике микробов, которые ускоряют ожирение и рак прямой кишки.

Выясняя, как меняется видовой состав и поведение микрофлоры при хроническом недоедании или инфекциях желудочно-кишечного тракта, исследователи заметили необычную роль микрофлоры в реакции организма людей и млекопитающих на оральные вакцины. В развивающихся странах врачи давно обратили внимание, что вакцины действуют хуже на тех людей, которые страдают от хронических болезней или длительного недостатка калорий, но причин этого медики не знали.

Чтобы разобраться, биологи разработали диету с малым количеством белков и жиров, а также периодически вводили в пищеварительную систему грызунов культуры опасных микробов, вызывающие воспаления и сбои в пищеварении и это приводило к серьёзным нарушениям в работе микрофлоры кишечника. Через какое-то время учёные ввели оральную вакцину в организм мышей, которая предназначена для защиты от заражения теми штаммами кишечной палочки, которая вызывает серьёзные проблемы с перевариванием пищи.

Наблюдения показали, что нарушения в работе микрофлоры были связаны со снижением эффективности оральных вакцин. Причиной являлся тот факт, что сбои в жизнедеятельности микрофлоры особым образом повлияли на поведение двух видов Т-клеток, один из которых подавляет воспаления, а другой – участвует в выработке реакции на вакцины, попадающие в пищеварительную систему.

Активность клеток первого типа повысилась, а второго — уменьшилась. Выяснив важную роль воспалений и связанных с ними клеток в снижении эффективности вакцин, специалисты предприняли попытку подавить этот эффект при помощи антибиотиков — оказалось, что эта процедура помогла усилить действие вакцин на организм грызунов. Таким образом, считают учёные, эта процедура может улучшить качество работы прививок.