SARS-CoV-2 может оставаться активным в организме почти год. Главные новости 2 августа

Российские ученые описали случай пациентки, у которой SARS-CoV-2 эволюционировал в организме 318 дней, но ее удалось спасти. Академик РАН Арег Тотолян назвал основные причины невосприимчивости к коронавирусу. Сергей Собянин оценил потери бюджета Москвы от пандемии в 600 миллиардов рублей. Ученые Нью-Йоркского университета построили модель, которая позволяет оценить готовность региона к безопасному снятию антиковидных ограничений.
SARS-CoV-2 может оставаться активным в организме почти год. Главные новости 2 августа

Чтобы вернуться к нормальной жизни нужно достичь высокого процента вакцинированных. Но только этого недостаточно

Российские исследователи опубликовали препринт работы, в которой описан случай заражения коронавирусом пациентки, страдающей онкогематологическим заболеванием. При такой болезни иммунитет значительно угнетен и не образуются антитела. Пациентка болела 318 дней. По словам исследователей, это своего рода «мировой рекорд». Спасти ее удалось только после уничтожения всех следов вируса путем переливания антител, извлеченных из плазмы крови переболевших людей, а также инъекций стволовых клеток крови. Ученые наблюдали пациентку почти год и выяснили, что с коронавирусом боролись Т-клетки (Т-киллеры). «Уходя» от этих клеток вирус эволюционировал снова и снова, образуя неизвестные штаммы. Пациентка здорова, но есть опасение: не станут ли такие пациенты своего рода инкубаторами новых штаммов вируса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть пациенты, которые болеют целый год, а есть и люди, вообще не восприимчивые к коронавирусу. Академик РАН Арег Тотолян назвал основные причины такой устойчивости. Среди них высокая концентрация интерферона альфа в крови (его используют и в лекарственных препаратах, чтобы остановить коронавирус на первых стадиях заболевания). Другой причиной является генотип человека. Арег Тотолян говорит, что генетические маркеры, дающие защиту от коронавируса, распространены среди «жителей Северо-Запада». К сожалению, даже не все жители северо-запада и, в том числе Санкт-Петербурга, защищены от инфекции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мэр Москвы Сергей Собянин оценил потери городского бюджета от пандемии. «И за полтора года израсходовали еще где-то 350 миллиардов на борьбу с ковидом: лечение, социальную поддержку и помощь бизнесу». Кроме того, бюджет Москвы за прошлый год недополучил 200–250 миллиардов рублей доходов. Общие потери оцениваются в 600 миллиардов рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любой сценарий возвращения к нормальной жизни начинается с вакцинации, как минимум, 60% населения. Пока этот уровень достигнут только в нескольких странах, крупнейшей из которых является Великобритания. Три министра Сингапура (в стране 61% вакцинированных и всего 37 умерших на сегодня за всю пандемию) предложили дорожную карту возвращения к нормальной жизни: «Плохая новость в том, что COVID-19 может никогда не исчезнуть. Хорошая новость в том, что с ним можно нормально жить». Как считают министры, от карантинов и локдаунов нужно отказываться, а массовые мероприятия — проводить: «Мы можем превратить пандемию в нечто гораздо менее опасное, например, такое как грипп, болезнь рук или ветряную оспу, и продолжить свою жизнь». Министры считают, что вакцинация должна стать не разовой акцией, а многолетним повторяющимся процессом. Кроме того, надо предельно ускорить тесты на коронавирус: они должны проводиться бесплатно и повсеместно, занимать две-три минуты, и устройство должно работать, как алкотестер. Таких устройств пока нет, но есть многообещающие разработки: тестер на основе смартфона или тест, который анализирует слюну, и находит вирус за секунду. Министры подчеркивают, что нужна не социальная изоляция, а социальная ответственность: больные люди должны сами оценивать свое состояние и стараться не передавать инфекцию.

Идеи сингапурских министров поддержки в других странах пока не встретили. Но исследователи Нью-Йоркского университета построили комплексную модель пандемии, которая учитывает временную и пространственную динамику заболеваемости, и позволяет в зависимости от уровня вакцинации и количества инфицированных принимать адекватные сдерживающие меры. Главный параметр, который учитывает модель — процент вакцинированных в день. Если он  равен 0,5%, и если увеличить доступ к массовым мероприятиям, собраниям и общественному транспорту хотя бы на 1% в день, это приведет к росту заболеваемости почти на 30%. А вот уровень вакцинации 1% в день будет способствовать скорой отмене ограничений. Кроме того, модель показывает, где надо открывать пункты вакцинации, чтобы это было максимально доступно. Модель проверяется в небольшом городе Нью-Рошель, штат Нью-Йорк, и пока подтверждается. Ученые надеются, что модель подскажет, при каких условиях можно безопасно снимать антиковидные ограничения.