В микробиоте долгожителей найдены бактерии, защищающие от патогенов. Главные новости 30 июля

Ученые из Университета Кэйо, Япония обнаружили в микробиоте долгожителей особые кислоты, защищающие организм от патогенов. Ученые из Сентара Госпиталя, США показали, что трансплантация сердца, взятого у донора, умершего от передозировки, не повышает риск для пациента. Ученые из университета Суррея, Великобритания применили специальный алгоритм для поиска химических соединений, продляющих жизнь.

Люди живут все дольше. Человечество стареет. Первое — очень хорошо. Второе, скорее, плохо. Ученые пытаются изменить ситуацию, — чтобы люди жили долго и не старели

Чтобы продлить жизнь человека, иногда есть возможность заменить органы, которые уже не работают. Обычно для трансплантации используют здоровые органы умерших доноров. Но доноров не хватает. Больные ждут трансплантации и умирают, так и не дождавшись. При пересадке сердца врачи давно идут на риск на пересаживают орган (если ждать больше нельзя, а другого донора нет) взятый у людей, умерших от передозировки. Ученые из Сентара Госпиталя, Норфолк, Вирджиния проанализировали выживаемость почти 24 тысяч взрослых пациентов, перенесших трансплантацию сердца в период с 2007 по 2017 год. Сравнение не выявило различий в смертности после трансплантации между донорами, употреблявшими запрещенные вещества, и теми, кто не употреблял. Примерно 90% пациентов после трансплантации прожили год, 60% – 10 лет. Ученые из Университета Висконсина, пришли к аналогичному результату: риск при пересадке сердца, взятого у донора, умершего от передозировки, не увеличивается.

Если ждать донора уже нельзя, теперь можно попробовать поставить пациенту искусственное сердце. Такое сердце разработала французская компания Carmat, и оно успешно прошло испытания в Университете Дьюка. Искусственное сердце имеет две желудочковые камеры и четыре биологических клапана, как настоящий орган, и питается от внешнего источника. Кардиопротез сделан из биосовместимых материалов, в том числе из бычьей ткани. В нем используется комбинация датчиков и алгоритмов, позволяющая поддерживать циркуляцию крови. 39-летний пациент из США получил искусственное сердце. Теперь пациенту необходимо постоянно носить с собой контроллер и комплект аккумуляторных батарей. Но это небольшая плата за жизнь. Искусственное сердце не может заменить естественное, но оно дает отсрочку на полгода перед операцией по трансплантации живого органа.

Конечно, хорошо бы до пересадки органов не доводить. Сейчас идут интенсивные исследования химических соединений (потенциальных лекарств), которые могут продлить жизнь и сохранить здоровье. Пока эти исследования проходят на простых организмах. Опробованных химических соединений много, а еще больше потенциально возможных, но неопробованных. Была построена база данных DrugAge, в которой собраны потенциально полезные химические соединения. Исследователи Университета Суррея использовали обучаемый алгоритм («модель случайного леса»), чтобы отыскивать в этой базе соединения, которые могут продлить жизнь Caenorhabditis elegans — полупрозрачного червя с метаболизмом, аналогичным человеческому. И такие соединения удалось отыскать — флавоноиды и некоторые жирные кислоты. Черви уже живут дольше. Есть надежда, что найденные соединения помогут и человеку.

Caenorhabditis elegans
Caenorhabditis elegans (http://www.socmucimm.org)

Есть люди, которые живут до ста лет и дольше. Ученые Университета Кэйо в Токио исследовали микробиоту (кишечную микрофлору) долгожителей. 160 участников эксперимента были старше 100 лет, 112 — в возрасте от 85 до 89 и 47 участников (контрольная группа)  — от 21 до 55. В ходе анализа образцов микробиоты авторы исследования обнаружили, что у долгожителей была значительно повышена концентрация уникальной желчной кислоты, подавляющей рост патогенов. Ученые нашли бактерии, ответственные за производство кислоты. Одной из них оказалась Odoribacteraceae. Почему у долгожителей именно такая микробиота, и в каком возрасте она образуется (возможно, это наследственный признак), пока неясно. Но такая  микробиота очень важна для сохранения здоровья. Открытие этих бактерий и понимание их роли может стать важной вехой в борьбе со старением.