Во льдах Тибета найдены десятки неизвестных науке вирусов

Ученые обнаружили, что в образцах льда возрастом почти 15 000 лет, взятых с Тибетского плато, сохранилось множество неизвестных науке вирусов.
Во льдах Тибета найдены десятки неизвестных науке вирусов

Десятки вирусов, замороженные в древних льдах, позволили по-новому взглянуть на эволюцию этих необычных организмов

Ледники часто называют «природными капсулами времени», поскольку они улавливают частицы пыли, следы газа, микробы и растительное вещество из разных периодов времени. По мере роста ледника увеличивается и количество этих слоев, а потому ученые могут бурить и изучать ледяные керны, чтобы узнать огромное количество информации о древнем климате, о составе атмосферы и о том, какие виды жизни существовали в различные моменты истории.

В новом исследовании, проведенном учеными из Университета штата Огайо, в ледяной шапке Гулия на Тибетском плато были пробурены керны льда, возраст которого составляет 14 400 лет. Затем команда проанализировала эти пробы на предмет содержащихся в них вирусов и идентифицировала генетические коды 33 из них. Было обнаружено, что четыре вируса принадлежат к уже известным типам бактериофагов (чья задача — охота на бактерии), однако 28 оставшихся не соответствуют ни одному из известных типов.

Команда предполагает, что вирусы, вероятно, возникли в растениях и почве, но им не обязательно помешал холод — на самом деле, около половины из них, казалось, могут неплохо выживать даже во льдах.

«Это вирусы могли процветать в экстремальных условиях», — рассказал Мэтью Салливан, соавтор исследования. «У них есть сигнатуры генов, которые помогают им заражать клетки в холодных условиях — весьма сюрреалистические приспособления для выживания в такой агрессивной среде».

Заражение древних отложений современными микробами является серьезной проблемой для такого рода исследований, а потому ученые разработали новый метод стерилизации ледяных кернов. Они удалили полусантиметровые слои внешнего материала, сначала соскаблив его ленточной пилой, затем промыв этанолом и, наконец, ополоснув стерильной водой. После этого можно было проверить внутреннюю часть активной зоны на отсутствие загрязнений.

В результате никаких следов этих имитируемых загрязнителей во внутренних кернах льда обнаружено не было.

Исследователи говорят, что возможность лучше изучать древние микробы может помочь ученым лучше понять историю их эволюции, а также то, как они справлялись с изменением климата в прошлом — и насколько хорошо они могли бы это сделать в будущем. Метод стерилизации также может пригодиться для обнаружения следов вирусных генетических последовательностей в образцах, взятых на Луне или Марсе.