История динозавра с утиным клювом, который выжил с опухолью ноги и двумя переломами хвоста

Впервые останки этого гадрозавра были обнаружены в 1980-х годах в Аргентине, и тогда ученые диагностировали ему перелом стопы. Однако новое исследование теперь показывает, что у этой особи из подотряда орнитопод около 70 миллионов лет назад была опухоль, а также два болезненных перелома в позвонках его хвоста. Но несмотря на это гадрозавр смог выжить.
JOSÉ ANTONIO PEÑAS (SINC)

Возможно, на этого беднягу напали хищники, упало что-то сверху или кто-то наступил на хвост

Динозавр Bonapartesaurus rionegrensis, иногда его еще называют «утконосым» динозавром из-за формы головы, был обнаружен в Аргентинской Патагонии в 1980-х годах. Первичный анализ его останков показал возможный перелом ноги, и после этого  изучение животного прекратилось до 2016 года.

Через несколько лет испанские исследователи решили более подробно изучить кости динозавра, чтобы понять, как он мог с этим переломом взаимодействовать с окружающей средой, со своими собратьями и с хищниками. Ученых особенно удивило состояние стопы — они были поражены большим наростом, который покрывал почти всю плюсневую кость.

Изучая результаты гистологии и компьютерной томографии окаменелости, команда не нашла ни одного перелома. Вместо этого они обнаружили снижение плотности костной ткани и несколько областей, где кость была полностью разрушена.

«Вероятно, мы обнаружили такое злокачественное образование, как остеосаркома. Наличие этих заболеваний в останках динозавров подтверждает, что они уже существовали много миллионов лет назад среди различных групп животных», — рассказала ведущий автор исследования Пенелопа Крузадо-Кабальеро.

Несмотря на большую площадь поражения, опухоль не оказала существенного влияния на мышцы, поэтому исследователи не могут быть уверены, что рак хоть как-то повлиял на способность животного двигаться. Ученые также определили, что опухоль не распространилась на другие кости, так как почти половина скелета динозавра осталась целой. То есть, причиной смерти этого орнитопода стал не рак.

Помимо опухоли стопы, были выявлены патологии двух позвонков хвоста Bonapartesaurus rionegrensis. По словам ученых, в одном из них был перелом со смещением, который почти зажил. Исследователи считают, что он мог получить эту травму в результате сильного удара, который придал позвоночнику искривленный вид. Травма другого позвонка, видимо, произошла раньше, потому что к моменту смерти динозавра уже успела полностью зажить.

Кроме того, перелом со смещением должен был вызвать разрыв мышц, окружающих кость. Это также могло спровоцировать инфицирование тканей, из-за чего динозавр мог страдать от очень сильной боли.

Несмотря на тяжесть этих недугов, смерть Bonapartesaurus rionegrensis вызвали не они. При этом ученые не могут точно определить, сколько времени динозавр прожил после получения травм. То есть, это могли быть и месяцы, и годы. Тем не менее, этот гадрозавр сумел выжить и продолжал взаимодействовать со своими собратьями, несмотря на боль и дискомфорт.