Галактические ясли

Астрономы обнаружили скопление объектов небольшой яркости, предположительно, являющиеся галактиками на очень ранней стадии развития — протогалактиками.

Многие ученые предполагают, что галактики, подобные нашей, возникли в результате слияния протогалактик. До сих пор, однако, никому не удавалось напрямую наблюдать протогалактики — их излучение настолько слабое, что обнаружить его современными телескопами крайне сложно. Тем не менее, существование протогалактик подтверждалось косвенными данными: они блокируют часть излучения от более далеких объектов.

Международная группа исследователей с помощью телескопа VLT Южной европейской обсерватории (ESO) наблюдала небольшой участок неба. За 2 года исследований время наблюдений составило 92 часа (эквивалент 12 ночей), что для подобных измерений очень много. Это позволило с высокой точностью получить спектр излучения, который соответствующая область Вселенной имела более 11 мрд. лет назад, то есть всего через пару миллиардов лет после Большого взрыва.

Основной задачей астрономов было измерение слабого сигнала от межгалактического газа, однако неожиданно были зафиксированы сразу 27 отдельных объектов, в спектре излучения которых обнаруживались линии, говорящие о наличии незаряженного водорода. Такой спектр хорошо соответствует теоретически предсказанному излучению от протогалактик.

По мнению исследователей, обнаруженные объекты действительно являются протогалактиками (ученые также называют их «молодыми галактиками», teenage galaxies), находящимися на стадии медленного формирования звезд. Их химический состав сравнительно беден, зато в них много незаряженного атомарного водорода. Интересно, что о похожей находке сообщала в сентябре и другая группа ученых, использовавшая орбитальные телескопы — читайте об этом: «Склад галактических запчастей».