Предложен метод увеличения эффективности иммунной системы. Главные новости за 13 июля

Роспотребнадзор готовит мероприятия по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в 2021–2022 годах. Австралийские ученые нашли способ увеличения эффективности иммунной системы при онкологических и хронических вирусных заболеваниях. Российские ученые считают, что заражение двумя разными штаммами SARS-Cov-2 возможно, но «двойное» заражение не ведет к более тяжелому заболеванию.

Иммунная система человека — его главный защитник от инфекций. Но и она устает

Роспотребнадзор подготовил проект постановления о мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в 2021–2022 годах. Служба рекомендует должностным лицам субъектов РФ обеспечить вакциной от гриппа не менее 60% населения каждого региона и не менее 75% лиц, относящихся к группам риска. Делать прививку от гриппа можно спустя месяц после полной вакцинации от COVID-19. В сезоне 2020-2021 годов прививку от гриппа сделали 60% россиян.

И с сезонным гриппом, и с COVID-19, и с онкологическими заболеваниями борется наша иммунная система. И она «устает». Это состояние называется «иммунное истощение». Иммунные Т-клетки теряют эффективность. Чаще всего это случается у онкологических больных или при хронических вирусных инфекциях. Ученые из Института инфекций и иммунитета Питера Доэрти, Австралия исследовали причины такого «истощения». Ученые выделили особый вид Т-клеток — Tpеx-клетки, которые по каким-то причинам не устают и продолжают эффективно работать. Было обнаружено, что у Tpex-клетки, в отличие от остальных типов клеток,  понижена активность сигнального белка mTOR. Во время тестов на лабораторных животных выяснилось, что препараты, подавляющие выработку этого белка, действительно приносят положительные результаты. Т-клетки у которых была поддавлена активность этого белка оставались активными намного дольше обычного, а потому лучше защищали организм от вирусных инфекций. Иммунная система к этом случае гораздо эффективнее боролась с онкологическим заболеванием. Это дает надежду на создание лекарственных препаратов, которые действительно могут усилить иммунную систему.

Вчера мы писали о первом случае, когда у пациентки умершей от COVID-19 были обнаружены сразу британский и южноафриканский штаммы SARS-CoV-2. Сегодня российские ученые прокомментировали этот случай. В интервью ТАСС вирусолог, член-корреспондент РАН Александр Лукашев сказал, что уже заразившийся одной разновидностью коронавируса человек остается уязвимым и для других. Он пояснил, что подобная реакция организма вполне естественна, поскольку защитные антитела формируются только после того, как человек полностью переболел коронавирусом. Лукашев отметил, такое двойное заражение вряд ли осложнит течение заболевания. С ним согласен терапевт и пульмонолог Алексей Никишенков. Он считает, что и в этом случае не придется прибегать ни к увеличению дозировки препаратов, ни к другим усиленным мерам: «дальнейшее развитие заболевания будет одинаковым» даже при заражении двумя разными штаммами.

После вчерашней публикации в нашем Телеграм-канале один из подписчиков привел ссылку на материал, в котором в 2013 году главный инфекционист Москвы Николай Малышев говорил в интервью «Комсомольской правде»: «Разумеется, сейчас прививки делать уже поздно. И вообще нельзя в разгар эпидемии никакие прививки, помните о скрытой инфекции». Речь шла о прививках от сезонного гриппа. Почему такой авторитетный специалист настаивает на недопустимости прививок? Мы подготовили материал, который разбирает высказывание Николая Малышева. В 2013 году по время эпидемии практически не было инструментов, которые позволили бы точно диагностировать грипп. Диагностика проводилась симптоматически. Но если человек уже болеет — его не надо прививать, потому что мы дадим дополнительную нагрузку на иммунную систему, которая и так мобилизована. Поэтому врач призывает к осторожности: в условиях широкого распространения гриппа можно ошибочно привить болеющего, если у него «скрытая инфекция», которая симптоматически не проявляется. Сегодня у нас есть возможность проверить есть ли у человека COVID-19, даже если болезнь протекает бессимптомно. Человека, болеющего COVID-19 или просто того, у кого повышена температура, прививать действительно не надо.