Ионосфера Марса: Новая карта

Отражение радиоимпульсов прибора MARSIS ионизированным газом в верхних слоях марсианской атмосферы позволило полностью картографировать ионосферу Красной планеты.
Популярная механика
Популярная механика редакция

Из всех планет, известных на сегодняшний день, именно Марс больше всего похож на нашу Землю, однако кое в чем они отличаются очень сильно. В частности, они обладают совершенно непохожими ионосферами. Земная ионосфера изучена очень хорошо: благодаря своей способности отражать коротковолновое излучение она сыграла неоценимую роль в становлении радиосвязи, позволив преемникам и передатчикам разговаривать друг с другом, как бы заглядывая за горизонт. А вот про ионосферу Марса ученые вплоть до недавнего времени до почти ничего не знали.

Проведенные ранее измерения показали, что Марсианская ионосфера простирается в пределах от 110 до 130 км над поверхностью планеты. В этой зоне высокоэнергетические частицы солнечного ветра сталкиваются с разреженными молекулами газа, выбывая электроны с их атомарных орбит, в результате чего формируется слой с избытком свободных электронов. Кстати, одним из наиболее интересных открытий миссии Mars Express стало обнаружение активной ионосферы не только над дневной, но и над ночной стороной планеты, которую солнечные частицы бомбардировать никак не могут.

Открытие было совершено благодаря радару MARSIS, предназначенному, вообще-то, для исследования марсианских недр — анализа их геологической композиции и обнаружения скрытых пустот. Но благодаря способности ионизированного газа искажать радиоимпульсы, этот радар оказывается вполне пригоден и для исследования ионосферы Марса. После 2 лет работы станции Mars Express ученые провели подробный анализ 750 тыс. радиоотражений, зарегистрированных MARSIS, чтобы получить выходе точные данные о полном содержании электронов в ионосфере Марса (Total Electron Content — TEC).

«С помощью данных MARSIS мы смогли составить первую подробную карту распределения электронов в атмосфере с ночной стороны Марса, — заявил сотрудник NASA Али Сафэинили (Ali Safaeinili). — Ионосфера ночной стороны ранее ни разу картографировалась».

На карте отчетливо видны области с резко повышенной плотностью электронов, причем ученые обнаружили некоторую зависимость между распределением этих областей и конфигурацией магнитного поля планеты. Регионы с высокой плотностью электронов оказываются связаны с сильно намагниченными участками, где линии магнитного поля выстраиваются перпендикулярно поверхности планеты. Такие участки представлены, в частности, к югу от экватора Марса. На Земле подобная ситуация наблюдается только в районе двух магнитных полюсов. Причины столь странной конфигурации марсианских магнитных полей пока остаются неясными.

С чем столкнутся космонавты, которые отправятся на Марс? Читайте подробности на специальном проекте ПМ «Наш Марс».

По информации Mars Daily