Что такое ген короткого сна

Вспомните, сколько часов в день вы спите. Хотели бы высыпаться за 5 часов? Странный вопрос, естественно, да. А кому-то природа приготовила подарок в виде гена короткого сна. Ученые не так давно начали активно изучать этот феномен.
Что такое ген короткого сна

Вечно бодрые люди имеют ген короткого сна, благодаря ему они всегда высыпаются.

Треть жизни почти каждый из нас проводит во сне. Почти — потому что существуют люди, которые лишены потребности в длинном сне. При этом, они так же энергичны. Все из-за мутации гена, она усиливает работу нейронов, отвечающих за бодрствование. Мутация крайне редка, встречается лишь у одного человека из четырех миллионов.

Ученым из Калифорнийского университета в Сан-Франциско Крису Джонсу и Ин-Хуэй Фу повезло встретить семью, в которой и дети, и взрослые обладают геном короткого сна. Сначала исследователи изучали синдром задержки фазы сна у людей, которые засыпают часов в 7 вечера и встают в 2-3. Только потом Джонс и Хуэй обнаружили, что на сон может влиять генетика.

Так, семья Джонсонов стала самой известной многопоколенной «неспящей» семьей в мире. Трое братьев — Брэд, Рэнд и Пол — с детства спали меньше нормы, при этом активно развивались. Распорядок дня братьев был обычным, ложились спать они вместе со всеми вечером, а значит, не имели синдрома задержки фазы сна. «Они встают очень рано, получается, что они спят несколько часов», — пришел к выводу профессор.

Команда исследователей обнаружила точечную мутацию в гене DEC2, которая заставляла людей с коротким сном просыпаться раньше. Люди с синдромом задержки спят все-таки больше. Затем были обнаружены еще два мутировавших гена: ADRB1 и NPSR1. Первый влияет на частоту сердечных сокращений и вариабельность сна, второй имеет более важную роль в регуляции сна. Он кодирует сигнальный белок, который и делит состояние человека на сон и бодрствование.

Для того, чтобы подробнее понять работу белка, команда вывела генетически модифицированных мышей и сравнила их с нормальными. Первые гораздо меньше времени проводили во сне, чем их сородичи, также они были более активными сразу после пробуждения. Животным устроили тест на память: в специальной камере их били слабым электрическим разрядом, затем вынимали и на следующий день снова помещали в камеру. Результат подтвердил гипотезу — мыши с мутацией в гене NPSR1 старались либо замереть, либо спрятаться, в то время как «выспавшиеся» мыши не проявляли страха, следовательно, забыли вчерашний опыт.

Ученые пришли к выводу, что короткий сон не только положительно влияет на общее физическое состояние людей, но и на отдельные черты характера. Братья Брэд, Рэнд и Пол всегда были очень оптимистичны, общительны и амбициозны. Им присущ тип личности А. Кстати, с запоминанием информации проблем Джонсоны не испытывали. К сожалению, из-за Covid-19 все мероприятия по дальнейшему исследованию пришлось отложить. Крису Джонсу и Ин-Хуэй Фу предстоит выяснить, как люди с коротким сном используют время отдыха максимально эффективно.

А члены семьи Джонсонов рады, что короткий сон — это не отклонение, а полезная особенность. Когда они решили участвовать в исследовании, они хотели помочь людям, которые страдают похожей проблемой, теперь они относятся к своей особенности иначе: «Этот ген позволил мне занимать некоторые ответственные должности. Он дал мне эти дополнительные часы каждый день, чтобы я мог делать то, что я люблю, быть с людьми, которых я люблю», — признается Брэд в интервью изданию CNN.

Александру Чиботарь