Как американцы судились из-за «сражающихся динозавров»

Невероятная история о том, как схватка двух древних рептилий стала предметом громкого судебного разбирательства.
Как американцы судились из-за «сражающихся динозавров»
Robert Clark

Монтана – один из самых богатых древними окаменелостями регионов Земли. Именно здесь в 1854 году были найдены первые в Северной Америке останки динозавра, а в 1902-ом – первый тираннозавр. Знаменитая «Тропа динозавров Монтаны» (Montana Dinosaur Trail) объединяет почти полтора десятка местных палеонтологических музеев, и каждый год ее посещают сотни тысяч любителей палеонтологии. Привлекает Монтана и «охотников за окаменелостями» – энтузиастов и авантюристов, занятых их поисками ради перепродажи музеям, институтам и частным коллекционерам.

Один из самых известных таких «охотников» – Клейтон Фиппс (Clayton Phipps), называющий себя «Ковбоем динозавров» (Dino Cowboy). Летом 2006 года вместе с парой единомышленников он работал в Монтане, на территории знаменитой формации Хелл-Крик, где накоплены осадочные отложения возрастом около 66 млн лет, исключительно богатые останками животных позднего мелового периода. Обходя один из безлюдных каньонов, охотники заметили фрагмент тазовой и бедренной костей, выступающих над породой. Поначалу находка не слишком их вдохновила.

Формация Хелл-Крик – место нахождения великого множества динозавров мелового периода
Bill Hatcher

Сражающиеся окаменелости

Запомнив место, они вернулись лишь через месяц, вместе с Лайджем (Lige) и Мэри (Mary Murray) Мюррэями, которым принадлежала земля в каньоне. Договорившись с ними, искатели начали широкие раскопки. Через две недели они обнажили редкий, почти полный скелет трицератопса Triceratops horridus – растительноядного динозавра с характерным костяным воротником и тремя рогами на голове. А вскоре тут же открылся коготь, который опытные искатели сразу определили как принадлежащий другому динозавру, уже хищному.

Продолжая раскопки в течение трех месяцев, искатели открыли конечность, а затем и остальной скелет двуногого теропода – либо молодого тираннозавра, либо более мелкого родственника Nanotyrannus lancensis (хотя существование самого этого вида еще и остается под вопросом). 7-метровый охотник и его почти 9-метровая жертва сплелись в последней смертельной схватке: в хребте трицератопса сохранились следы зубов хищника, череп которого, в свою очередь, был словно раскроен мощным ударом.

Оба сохранились на удивление хорошо: помимо костей, окаменелости включают фрагменты кожи и, возможно, даже внутренних органов. Уникальная находка, получившая названия «Сражающиеся динозавры» (Dueling Dinosaurs), выглядела крайне привлекательно и с научной, и с финансовой точек зрения. Однако именно тут и начались настоящие трудности, из-за которых останки до сих пор толком не изучены и даже полностью не извлечены из камня, хотя с момента их обнаружения прошло уже полтора десятка лет.

Модель частично расчищенной окаменелости со сражающимися трицератопсом и терапсидой
Samuel Farar, The Guardian

Земля и недра

Дело в том, что многие юрисдикции в США различают права на владение землей, и права на ресурсы лежащих ниже недр. Эти принципы были приняты для защиты землевладельцев от чересчур ушлых добытчиков. Прежде какие-нибудь нефтяники вполне могли обнаружить ценные запасы и, не сообщая ничего хозяину, приобрести участок, чтобы выкачивать их и богатеть. Поэтому теперь бывшие владельцы могут сохранять права на определенную долю от продажи ресурсов недр, о которых могли не знать на момент продажи самой земли. Так вышло и со «Сражающимися динозаврами».

Первыми претендентами на владение находкой выступили Лайдж и Мэри Мюррей – землевладельцы, с которыми Фиппс заключил контракт. Точные условия сделки не разглашаются, хотя известно, что после продажи доход должен быть разделен, после чего со своей доли Фиппс обязан выплатить определенную часть компании CK Preparations и местному палеонтологу Питеру Ларсону (Peter Larson), которые приняли участие в раскопках.

Сами Мюррэи живут на скотоводческом ранчо с 1983 года, когда нанялись к ее тогдашнему владельцу Джорджу Северсону (George Severson). Уже к концу 1980-х они выкупили у Северсона половину собственности, а в 2005-м – и вторую, уже у его сыновей. Таким образом, Мюррэи получали все права на землю, а также треть прав на ресурсы недр: две трети сохранялись за Северсонами. «Сражающиеся динозавры» были обнаружены менее чем через год после этой сделки.

Peter Larson

Первое слово

Многотонные окаменелости были перевезены на хранение в частной палеонтологической лаборатории в Форт-Пек. Чтобы сбыть их с максимальной выгодой, Фиппс провел целую рекламную кампанию, связался с ведущими музеями и даже поучаствовал в аукционе, хотя даже в британском доме аукционном Бонхамс не смог получить желаемую сумму – и снял находку с торгов. Насколько известно, он ориентировался сперва на 15 млн долларов, но сходу не смог получить ни одного даже близкого к этому предложения. Тем не менее, благодаря его усилиям о продаже узнали наследники Северсона, и в 2013 году заявили собственные права на находку, как извлеченную из недр их бывшего участка.

Уже в следующем году юристы, представлявшие интересы Северсонов, обратились в суд, а после решения в пользу Мюррэев подали апелляцию уже на федеральном уровне. Теоретически, шансов было мало: еще в 1915-м постановлением американского министерства внутренних дел окаменелости к минеральным ресурсам недр не относятся, хотя и представляют собой минеральные образования. Однако решение апелляционного суда девятого округа, принятое в конце 2018-го, оказалось сенсационным. Останки динозавров – минералы, и права на них должны регулироваться соответственно.

Постановление судьи Эдуардо Робрено (Eduardo Robreno) исключительно детально, подробно и красиво составлено. «Давным давно по земле, ныне известной как Монтана, бродили динозавры, – записал он. – В один злосчастный день около 66 млн лет назад пара таких созданий, 22-футовый теропод и 28-футовый цератопс, сошлись в смертельной схватке. И хотя история не сохранила обстоятельства этой встречи, останки животных мелового периода, сплетенных в битве, оказались захоронены под слоями песчаника». Исходя из того, что эксперты сочли некоторые минералы окаменелостей «прижизненными» (например, гидроксиапатит, из которого состоят зубы и кости позвоночных), они были сочтены такими же ресурсами земли, как и всякие животные, живущие на ней.

Стопа «сражающегося» трицератопса
Robert Clark

Охота продолжается

Однако главная мысль, которой руководствовался судья Робрено, состояла в другом. Уже около века Монтана остается местом активных поисков «охотников за окаменелостями», именно благодаря тому, что находки, сделанные на частной земле, могут свободно покупаться и продаваться, не относясь к ресурсам недр, разработка и продажа которых регламентируется намного строже. Теоретически, изменив этот подход, можно было бы ограничить деятельность копателей-энтузиастов, которые ведут работы без должных научных процедур, зачастую нанося громадный вред окаменелостям и уж точно разрушая сопровождающие их слои, которые несут массу ценной для «настоящих» палеонтологов информации.

Peter Larson

Тем не менее, решение оказалось громким, поставив под сомнение многие уже принятые представления о принадлежности окаменелостей. Из-за того, что оно противоречило прежним постановлениям федерального уровня суд девятого округа уже через несколько месяцев отозвал его и направил дело в Верховный суд Монтаны. Весной 2020 года тот встал на сторону Мюррэев и всех землевладельцев штата, не признав «Сражающихся динозавров» минеральными ресурсами. Мюррэи, Фиппс и их соратники продолжили искать покупателей.

Еще до суда останками заинтересовался Музея естественной истории Северной Каролины (NCMNS), который в итоге и приобрел окаменелость для своего нового палеонтологического отделения. Фиппс продолжает делать новые – уже не столь яркие – находки на земле Мюррэев в Монтане. Эпоха охотников за окаменелостями далеко не прошла, и закон по-прежнему на их стороне.