Как добывают золото: современные технологии, бактерии, дроны, диджитал инициативы и забота об окружающей среде

У большинства из нас при слове золотодобыча перед глазами возникает картинка: тайга, река, старатели с киркой и лопатой. Поверьте, все давно происходит по-другому. Современная золотодобыча — это уже даже не самосвалы и экскаваторы, а новые технологии и передовые разработки, подчас напоминающие космические. Сегодня мы вместе с золотодобывающей компанией «Полюс» расскажем о том, зачем на карьере дроны, а на фабрике бактерии. Приглашаем вас в Красноярский край, где расположен самый крупный на сегодняшний день действующий карьер «Восточный» Олимпиадинского месторождения.
Как добывают золото: современные технологии, бактерии, дроны, диджитал инициативы и забота об окружающей среде

Анатомия карьера

Карьер — сложнейшее инженерное сооружение. Только оказавшись у края борта и взглянув с высоты на почти неразличимые фигурки людей и крошечные, словно игрушечные, самосвалы, понимаешь всю грандиозность этого сооружения. Глубина более 700 метров. Как же сделать так, чтобы стенки были стабильны и не обвалились? Ведь только для того, чтобы обойти карьер диаметром почти два километра, потребовалась бы целая армия инженеров. К счастью, на помощь людям приходит техника. Проверить устойчивость бортов можно несколькими способами — и компания «Полюс» использует сразу все. Специальные приборы — тахеометры — непрерывно сканируют карьерные уступы. Они собирают информацию о состоянии бортов, обрабатывают данные и отслеживают все происходящие процессы в динамике. Другой прибор на вооружении службы — лазерная установка Riegl VZ4000. С ее помощью можно в любой момент создать 3D модель любого участка борта и оценить его состояние. Еще одно важнейшее звено карьерной диагностики — радарные установки, непрерывно держащие под наблюдением 80% карьера «Восточный».

Нажми и смотри

Умные дроны для 3D-моделирования

Часто над карьером Восточный в воздух можно увидеть два квадрокоптера. У каждого из них своя важная задача — первый следит, достаточно ли прочны борта карьера и не может ли случится обвал. Второй аппарат ведет съемку для 3D-картирования, создавая объёмную модель карьера и подсказывая оптимальные режимы разработки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Беспилотные самосвалы
Беспилотные самосвалы

Беспилотная техника — удобно и безопасно

Один из основных приоритетов «Полюса» — не использовать человеческий труд в опасных условиях. По мере продвижения вглубь карьера риски для горняков всегда возрастают. Существует мировая практика: убирать людей из зоны производства таких работ.

В карьере «Восточный» используется беспилотная техника — самосвалы, бульдозеры, экскаваторы и буровые станки, управляемые дистанционно. Если смотреть на мировые тенденции, то отрасль движется в направлении полной автоматизации. Финальным этапом для горнодобывающей отрасли станет появление так называемых безлюдных рудников. Они либо будут обходиться без участия человека (его заменяет искусственный интеллект), либо будут управляться полностью удаленно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Orlaco
Orlaco
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ГОК без ДТП

Согласно статистике, главный фактор риска для жителя современного мегаполиса — автомобиль. Но на ГОК производстве машины еще опасней. Тяжелее автомобили — тяжелее могут быть последствия.

Система Orlaco позволяет практически полностью исключить вероятность ДТП на территории предприятия. В чем суть? Система покрывает «слепые зоны» обзора машиниста, повышает качество маневрирования на участках, где особенно много техники. Особенно полезна Orlaco в темное время суток и в непогоду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На каждый самосвал или экскаватор ставятся камеры и радары, дающие 100% радиус обзора и предупреждающие водителя об опасном сближении с любым объектом, будь то человек, стена карьера или другая техника. Сегодня она стоит более чем на 300 единицах горнотранспортной техники.

Работа в темное время суток
Работа в темное время суток

Диджитализация

Как правило, с помощью диджитал-инициатив компании надеются сократить расходы, повысить конкурентоспособность продуктов, увеличить доходы и прибыль. В горнодобывающей отрасли драйверы немного отличаются. Помимо общего для всех желания снизить затраты, основные задачи — повысить эффективность и управляемость производственных процессов, обеспечить безопасность сотрудников.

Один из важных элементов — автоматизация различных производственных процессов, например обработка лабораторных данных. Раньше процесс включал множество операций с бумажными носителями. Это приводило к большим трудозатратам, задержкам и ошибкам при обработке результатов. В новой системе каждая проба сразу после взятия получает уникальный номер, а результаты загружаются автоматически. Эта система служит основой для создания цифровой модели месторождения, на которую опирается горное планирование. А оно, в свою очередь, является базой для планирования затрат, закупок и многих других процессов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Все эти элементы последовательно связаны и интегрированы между собой в диджитал-пространстве. По сути, на основе оцифрованных геологических данных создана единая информационная цепочка. Она охватывает целый набор ИТ-систем и около десятка различных подразделений компании.

Работа с бактериями
Работа с бактериями
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бактерии, которые «ищут» золото

Руда на карьере «Восточный» геологами называется «упорной», то есть трудно перерабатываемой и для того, чтобы извлечь из нее золото, нужно немало потрудиться. Добыть его помогают бактерии. С тем, на что в природе ушли бы века, на фабрике бактерии справляются за 120 часов.

Вскрытие руды при помощи микроорганизмов позволило уйти и от процесса окислительного обжига, при котором выделяется большое количество газа с неблагоприятными для окружающей среды примесями, и отказаться от процесса автоклавного окисления, несущего большие риски в части промышленной безопасности, и, кроме того, повысить показатели качества и количества извлекаемого материала.

Бактерии
Бактерии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интернет вещей на службе золотоизвлечения

Контролировать технически сложный процесс флотации на предприятиях «Полюса» помогают камеры и датчики, установленные над флотационной ёмкостью. Они фиксируют малейшие изменения в диаметре пузырьков, объёме пены и других параметрах, отсылая полученные данные на установку флотации и внося в ее настройки необходимые корректировки. Камеры и датчики обмениваются информацией постоянно, уточняя данные и исключая возможность ошибки.

Контроль процесса флотации
Контроль процесса флотации
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Яркий финал

Кульминация золотодобычи — выплавка слитков. А работники плавильных цехов не только видят, но и первыми берут в руки «свежеиспеченные» золотые слитки (когда те остынут, конечно). В 2020 году здесь было произведено 37 тонн золота!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ответственная золотодобыча

Обеспечение безопасности и предотвращение негативного воздействия на окружающую среду— важный аспект в сфере внимания «Полюса». В 2015 году «Полюс» вошел в состав Международного совета по горному делу и металлам (ICMM) – организации, занимающейся продвижением ответственного подхода к добыче полезных ископаемых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Полюс» в 2020 году потратил на природоохранные мероприятия более 500 млн рублей, в том числе 200 млн — на очистку воды. В марте 2021 года эти данные были приведены в «Водном отчете» компании, который для горнодобывающей отрасли в России стал первым подобным публичным документом в российской добывающей отрасли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Доля вторично использованной воды в производственных процессах компании сейчас составляет около 93%, что достигается благодаря системе замкнутого водооборота на рудных активах и позволяет значительно сокращать потребление свежей воды.

Река Енисей
Река Енисей

«Полюс» занимает первое место среди крупнейших золотодобывающих компаний мира по запасам золота и четвёртое — по объёму производства, демонстрируя самые низкие издержки среди ведущих глобальных производителей. Основные производственные объекты Компании расположены на территории Красноярского края, Иркутской и Магаданской областей, а также Республики Саха (Якутия). 104 млн унций золота — доказанные и вероятные (P&P) запасы «Полюса» на конец 2020 года.