Почему радиовсплески исходят из спиральных рукавов галактик

Ученые выяснили, откуда исходили пять коротких и ярких вспышек радиоволн, предположив их источник.
Почему радиовсплески исходят из спиральных рукавов галактик
NASA, ESA, Alexandra Mannings/University of California Santa Cruz, Wen-Fai Fong/Northwestern University, Alyssa Pagan/STSCI

Быстрые радиовсплески исходили из спиральных рукавов галактик, недалеко от мест звездообразования

«Это первое в своем роде исследование, разгадывающее загадку происхождения быстрых радиовсплесков», — говорит астроном Вен-Фай Фонг из Северо-Западного университета в Эванстоне (штат Иллинойс, США).

Радиовсплески обычно длятся несколько миллисекунд и больше никогда не повторяются. Поэтому трудно определить их точное местоположение. С 2007 года астрономы обнаружили уже около 1000 радиовсплесков из далекого космоса, но только у 15 из них есть конкретные адреса.

Первая вспышка, источник которой удалось отследить, произошла в карликовой галактике с активным звездообразованием. «После этого многие подумали, что, вероятно, все радиовсплески происходят в подобной среде», — говорит астроном Александра Мэннингс из Калифорнийского университета в Санта-Крус. Вторая вспышка произошла в спиральной галактике, похожей на Млечный путь, как и третий радиовсплеск.

В разных частях спиральных галактик обычно находятся звезды различных типов. Яркие спиральные рукава — это колыбели звезд. Поэтому определение районов возникновения радиовсплесков может подсказать, от какого типа объектов они исходят.

С помощью космического телескопа «Хаббл» исследователи сделали снимки восьми галактик, находившихся в районах последних пяти зарегистрированных радиовсплесков. Оказалось, что вспышки исходили из спиральных галактик, а точнее, из их рукавов.

По словам Фонга, в районах радиовсплесков идет активное звездообразование. Это говорит о том, что вспышки исходят от молодых звезд.

Это открытие подтверждает теорию, что радиовсплески исходят от сильно намагниченных звездных тел, называемых магнетарами, говорит Мэннингс. Магнетары появляются по двум причинам. Либо из-за столкновения пары нейтронных звезд, либо в результате смерти массивной звезды. Похоже, что радиовсплески могут возникать и в результате промежуточного процесса — смерти не такой уж большой звезды, говорит Мэннингс.