Юмор, анекдоты и личный пример: как не отбить у ребенка желание учиться

Когда мы рождаемся, мы ничего не знаем. Совсем. И тут же начинаем учиться. Мы учимся невероятным темпом: через полтора года (плюс минус) мы уже начинаем говорить, ходить и манипулировать взрослыми. В три года мы делаем это почти профессионально. К семи годам умеем считать и читать. У нас в голове развитые логические конструкции и тут мы идем в школу.
Юмор, анекдоты и личный пример: как не отбить у ребенка желание учиться

Необходимо заметить, что навыки, которые мы получаем к двум и семи годам фиксируются миелином в результате гормонального всплеска (миелин фиксирует созданные нейронные связи). Между такими всплесками как раз формируются нейронные связи, определяющие наши возможности к интеллектуальной деятельности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Природой заложено в нас учиться, более того, в самом начале жизни – это одна из основных наших потребностей, потом к ней добавляется еще много разного, но потребность к познанию никуда не исчезает. Хотя может преобразоваться в желание смотреть телевизор и сплетничать. Но это форма, а суть одна и та же – познание, жажда информации, ее осмысления и передача другому.

Но семь лет оказываются поворотными для человека в его желании познавать: он идет в школу. Школа построена на принципах прямо противоположных познанию. Например, на дисциплине: чтобы что-то сказать надо поднять руку. Нас вызывают к доске, и это страшно. Вон тот мальчик лучше меня считает, а та девочка – аккуратнее. Все лучше меня. Я – позор родителей. Я не хочу учиться. И тут мы обращаемся к родителям. Не надо дожидаться, когда ребенок придёт к вам и скажет – «Я завтра в школу не пойду, напиши мне записку», вам надо взять мотивацию к учебе в свои руки. Мотивация – методика, технология, наука и как всякая наука имеет свои законы и исследования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Постараемся помочь родителям. Прошлым летом мы в ИТРОН запустили наш первый онлайн лагерь. Занятия были каждый день по три урока, каждый по часу. Там была математика и предпринимательство, психология и английский язык, экология и искусствоведение. Мы думали, что каждый ученик (с 7-го по 11-й классы школы) наберет себе то число занятий, которое ему будет комфортно, и будет ходить только на них. Почти все ребята ходили на все занятия. Нам звонила мама одного из ребят и говорила, что у семьи планы на пятницу, а сын отказывается в них участвовать – у него лагерь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одно из самых важных правил: не путать мотивацию и стимулирование. Мотивация – это внутренние факторы, влияющие на формирование желания что-то сделать, а стимулирование – внешние.

Рассмотрим примеры: «Если ты получишь двойку, я тебя не отпущу к Васе...» и «Я так хочу получить пятерку чтобы доказать Васе, что я умнее». В первом случае – «не двойка» – желание родителей, во втором – свое собственное желание. Но родители могут формировать цели для желаний, то есть формировать мотивацию. Еще раз, стимулирование – это когда вы наказываете или поощряете. И рано или поздно это перестает работать.

Итак, познание заложено в нас природой. Как происходит обучение с точки зрения нейропсихологии? У нас в мозгу множество нейронов. Но сами по себе они ничего не значат – имеют значение нейронные связи – химические или электрические импульсы, стимулирующие другие нейроны. Очень важно количество связей в нейронах. Связи фиксируются миелином и делаются устойчивыми. Но как создавать связи? Учебой. Но не просто учебой. Связи делаются устойчивыми при двух факторах – повторении и эмоциях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про повторение. Один из наших преподавателей объяснял ученику, почему он дает решать много похожих примеров. «Понимаешь, если я провожу по столу ногтем один раз – ничего не будет, а если проведу много раз ногтем по одному и тому же месту – будет царапина.» Ученик на это мрачно уточнил: «Так вы мне просто царапаете мозг?» Да, мы просто царапаем мозг.

Второе – эмоции. В Англии был проведен эксперимент. Людям предлагали сыграть в серсо — накинуть кольцо на столбик с любого комфортного для них расстояния: хоть вплотную, хоть со ста метров. И большинство выбирали такое расстояние, когда вероятность победы составляла примерно 70%. То есть когда победа частая, но за нее требуется хоть немного да побороться. Вот так примерно и обстоит дело с мотивацией к любой деятельности, причем в любом возрасте. Мы хотим быть победителями, но заслуженно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, что нужно делать родителям, чтобы ребята хотели учиться? Помогайте. Не решайте за них, но помогайте. Доводите процент побед до семидесяти, это даст уверенность ученику, что он справляется. Как этого добиться? Подскажите. Не знаете, что подсказать – помогите с поиском информации. Ребята не должны ощущать тупика – в тупике хочется только сесть на пол и жалеть себя. Ваше участие дает необходимую эмоциональную поддержку, и если ваша помощь деликатна, то приводит к ощущению победы, и рано или поздно приведет к самим победам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шутите. Вообще введите эмоциональность как форму обучения дома. Мы просим наших учеников приносить на уроки (обычно они дистанционные) конфеты, печенье, чай, сидеть комфортно. Вообще учеба – это не наказание (хотя бы дома).

И самое важное в мотивации: понимать «зачем». Рассмотрим пример. Зачем мы учим русский язык и литературу. Для того, чтобы научиться говорить спасибо. Для того, чтобы уметь сказать, что вам грустно. Для того, чтобы понять, что вам грустно. Или радостно. Надо уметь различать юмор: сарказм, шутки, черный юмор, иронию, сатиру. Если этого не делать, то как научиться пользоваться? Только на уровне инстинктов. Поэтому анекдоты ниже пояса популярнее среди тех, кто плохо учился в школе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И еще один важный фактор мотивации подростка к учебе — личный пример. Читайте и учитесь сами. Специалисты Medical Research Council доказали, что люди с более высоким IQ и хорошим образованием живут и лучше, и дольше, нежели их малообразованные сограждане. Мы видим, что оптимизм, уровень активности, отношения с другими людьми, достаточное количество денег и забота о здоровье — это социальные темы, формирующиеся в результате общего и интеллектуального развития. Каждый год образования добавляет полтора года к жизни.

Вот вам задание. Попробуйте придумать со своим ребенком больше шестидесяти способов использовать пластиковую бутылку из-под газировки. Задание развивает креативность, мотивирует думать (вы же соревнуетесь), дает возможность побед (ведь каждый придуманный способ – это победа) объединяет да и вообще это классно. Кстати, у нас на курсах ИТРОН много таких заданий.