Планета, подобная нашей: Колыбель жизни — 2

Всего в каких-то 424 световых годах от нас в звездной системе HD 113766 существуют все условия для образования планеты такой же идеальной для жизни, как наша Земля.

Используя данные о звездной системе HD 113766, собранные телескопом Spitzer, астрономы установили, что в ней присутствует теплый газопылевой диск, материала в котором достаточно для образования планеты как минимум размерами с Марс, а может — и больше, как Земля. Более того, газопылевой диск, из которого, в теории, может сформироваться планета, расположен как раз в середине «обитаемой зоны» (как, кстати, и Земля), региона, в пределах которого появление жизни особенно вероятно. Именно эта область достаточно прогревается, чтобы растопить водный лед, но не слишком раскаляется, чтобы вода испарялась. А в жидком виде вода вполне может скопиться на любой каменистой планете, вроде нашей собственной.

Да и звезда, вокруг которой диск вращается, лишь ненамного крупнее нашего Солнца, и насчитывает от роду около 10 млн. лет — идеальный возраст для формирования планетной системы с каменистыми планетами, подобными Земле, Венере или Марсу. Несколькими миллионами лет ранее звезда была чересчур молодой, активно испускала материю с легкими элементами, и максимум, на что она была способна — образовать газовые гиганты вроде Юпитера. Напротив, позже уже образовавшиеся поблизости планеты помешали бы появлению новичка в обитаемой зоне.

Впрочем, по мнению одного из участников исследования, астронома Кэри Лисс (Carey Lisse), чтобы появилась «землеподобная» планета, нужно не только оказаться в нужном месте, в нужное время и поблизости нужной звезды. Газопылевой диск должен еще и состоять из смеси нужных элементов. Спектрометр миссии Spitzer позволил установить состав заинтересовавшего объекта. Выяснилось, что и с этой стороны ситуация идеальна. Вещество в диске более древнее, чем то, которое обычно формирует кометы — но не настолько «старо», как у уже сформировавшихся каменистых планет.

Исследования, проведенные миссией Deep Impact (мы писали о них не раз — например: «Ударная астрономия»), показали, что в состав комет, в основном, входит замерзшая вода, простейшая органика, карбонаты, полициклические ароматические углеводороды. Таких компонентов в газопылевом диске на HD 113766 не обнаружено. С другой стороны, изучения метеоритов позволили установить «типичный» состав метеоритов — по всей видимости, они являются осколками, отвалившимися от каменистых планет в ходе их образования. При этом в раскаленной планете происходит сепарация легких и тяжелых элементов, астероиды, по большей части, состоят из тяжелых металлов. Опять же, диск на HD 113766 содержит тяжелые металлы, еще перемешанные с более легкими элементами, а значит, материал этот не является остатками бывшей планеты. Так что звездной системе HD 113766 — все карты в руки!

Хотя надежды найти следы внеземной жизни до сих пор никакими результатами не увенчались, шансы на это по-прежнему существуют и будоражат воображение. Напомним лишь о недавних исследованиях в этом направлении — о поисках организмов, совершенно на нас непохожих («Жизнь, как мы ее не знаем»), о гипотезе панспермии («Космический зоопарк»), об обнаружении планеты, на которой вполне может быть жизнь («Соседи») — и другой совсем рядом с ней («Ошиблись адресом»).

По сообщению NASA