Юпитер мечет молнии: И греет сам себя

Аппарат New Horizons обнаружил молнии возле полюсов газового гиганта – Юпитера. Атмосферные явления на планете – результат работы его «внутреннего тепла».

Мощные атмосферные разряды неоднократно наблюдались в экваториальных районах Юпитера, однако ни на одном из полюсов планеты их ни разу не регистрировали. В марте этого года мимо Юпитера пролетел аппарат New Horizons, держащий путь к далекому Плутону. Хотя Юпитер и не является главной целью его путешествия, New Horizons передал на Землю сотни высококачественных снимков этого газового гиганта — мы приводили некоторые поразительные фотографии в заметке «Прекрасное далеко». На них-то и обнаружились полярные вспышки, отсутствие которых порядком озадачивало планетологов.

Бортовые камеры аппарата сумели запечатлеть 6 вспышек возле северного и 7 — возле южного полюса планеты. По оценкам ученых, некоторые вспышки были примерно в 10 раз мощнее самых высокоэнергетичных молний, когда-либо регистрировавшихся на Земле. Говорит Кевин Бэйнс (Kevin Baines), ученый-планетолог: «Открытие подтверждает теории, которых мы придерживались в течение последних 20 лет. Юпитер ведет себя именно так, как надо!»

Одной из самых интересных особенностей Юпитера является тот факт, что этот гигантский шар из газа и жидкости излучает примерно вдвое больше тепла, чем получает от Cолнца. Планета активно греет себя изнутри, поэтому, в отличие от Земли, где циркуляция атмосферы происходит за счет разницы солнечного нагрева в экваториальных и полярных областях, на Юпитере воздействие солнечной радиации на температурную циркуляцию оказывается крайне незначительно. Атмосферу Юпитера приводит в движение тепло внутренне, а не внешнее. В конечном итоге это означает, что планета должна быть разогрета очень равномерно. Следовательно, и молнии на ней должны образовываться равномерно — и на экваторе, и у полюсов.

New Horizons стал уже восьмым исследовательским зондом, посетившим Юпитер, однако благодаря счастливому стечению обстоятельств (время пролета, траектория движения и возможности бортовой аппаратуры) ему удалось запечатлеть детали, ускользнувшие от предыдущих наблюдателей. Переданные им данные помогли лучше разобраться в механизме образования аммиачных облаков в атмосфере Юпитера, а также в структуре его колец. Кроме того, New Horizons собрал собрать немало интересных данных о вулканической активности Ио, одного из самых загадочных спутников Юпитера (мы писали об этом в заметке «Активная парочка»).

Между прочим, New Horisons является самым быстрым аппаратом из всех, когда-либо созданных человечеством. Сейчас он движется со скоростью более 20 км/с. Запуск зонда состоялся в январе 2006 г., а Плутона и его лун аппарат достигнет в 2015 г. Читайте заодно о полярных сияниях на Юпитере, снятых зондом New Horizons: «Сияющий гигант», а также о сигнальном мониторе, установленном на этом новейшем аппарате — прямом потомке инструмента, который использовался еще на первом спутнике: «Бииип! Биип!».