Нобелевский нокаут: Премия за гены

В Стокгольме идет «нобелевская неделя», и уже названы первые ее герои – лауреаты премии в области медицины и физиологии.
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Находки этих ученых позволили, в частности, воспроизвести болезни, свойственные только человеку, в организме мыши — внося избирательные изменения в стволовые клетки животных. Это позволило значительно продвинуться вперед в изучении таких серьезных проблем, как рак и сердечно-сосудистые заболевания, на процессы старения и развития эмбриона. Благодаря генному таргетингу мы имеем возможность лучше понять практически любой элемент физиологии млекопитающих. Сегодня эта техника используется биологами практически повсеместно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, чаще эту технику называют «генным нокаутом», поскольку она позволяет ученым «выключать» — как бы «нокаутировать» только нужный ген, и проследить эффект от этого воздействия. Таким способом они прослеживают множество и нормальных, и болезненных процессов если не шаг за шагом, то «ген за геном».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К настоящему моменту 10 тыс. — примерно половина генов, составляющих мышиный геном, уже нокаутированы и изучены. В ходе этих экспериментов разработаны 500 «мышиных моделей» человеческих заболеваний, включая кардиоваскулярные и нейродегенеративные заболевания, диабет и рак.

А началось все с находки Мартина Эванса, обнаружившего у мышей эмбриональные стволовые клетки, из которых в ходе развития получаются все ткани организма. Как обнаружил Эванс, клетки эти можно выделить и затем растить «в пробирке». Впоследствии к изучению эмбриональных стволовых клеток подключились и другие ученые.

Работы Марио Капеччи раскрыли роли отдельных генов, участвующих в развитии органов и формировании организма как целого. Кстати, о его удивительных достижениях мы писали в заметке «Выключатель кода». Английский профессор Смитис, используя технику генного нокаута, разработал ряд «мышиных моделей» распространенных человеческих заболеваний, прежде всего — сердечно-сосудистой системы. Сам же Мартин Эванс сконцентрировался на изучении неизлечимой болезни — кистозного фиброза.

Благодаря им сегодня мы имеем гораздо более полное представление о функциях отдельных генов и их взаимодействиях, их влиянии на весь организм и отдельные его системы. А главное — тысячи людей, страдающих пока что неизлечимыми заболеваниями, получили новую надежду.

Напомним, что год назад «нобелевка» по медицине была вручена за открытие фундаментального механизма регуляции генной экспрессии. Мы писали об этом в статье «Премия за генный выключатель».