Выход есть! Найден способ бороться с «супербактериями» их же собственным оружием

Устойчивые к антибиотикам бактерии, или «супербактерии», представляют собой одну из самых опасных угроз для здоровья населения. Исследователи из Университета Джорджии обнаружили новую потенциальную слабость у некоторых из самых опасных штаммов таких бактерий — она может заставить их страдать от собственных токсинов.
Выход есть! Найден способ бороться с «супербактериями» их же собственным оружием
Gallo images

С помощью генной инженерии исследователи заставили грамотрицательные бактерии истреблять самих себя

Антибиотики были одним из важнейших научных открытий 20-го века, но десятилетия чрезмерного и зачастую неправильного использования резко подорвали их эффективность. У патогенных бактерий быстро выработалась устойчивость к нашим лекарствам, и именно поэтому на полках в аптеках постоянно сменяются препараты. Ученые предупредили, что если ситуация не изменится и мы продолжим злоупотреблять антибиотиками, то супербактерии могут стать причиной 10 миллионов смертей в год уже к 2050 году.

Наиболее известные супербактерии

Staphylococcus aureus (MRSA). Метициллин-резистентный Staphylococcus aureus — это один из наиболее распространенных типов супербактерий, который может вызывать широкий спектр инфекций, включая кожные инфекции, пневмонию и сепсис.

Clostridium difficile (C. diff). Clostridium difficile является бактерией, которая может вызывать серьезные инфекции кишечника, особенно у пациентов, принимающих антибиотики. Она может быть трудной для лечения из-за ее устойчивости к некоторым антибиотикам.

Escherichia coli (ESBL-producing E. coli). Расширенный спектр бета-лактамаз-продуцирующий Escherichia coli — это еще одна супербактерия, которая может вызывать серьезные инфекции мочевыводящих путей и другие виды инфекций.

Acinetobacter baumannii. Эта бактерия может вызывать различные инфекции, включая пневмонию и инфекции крови, и известна своей устойчивостью к многим антибиотикам.

Pseudomonas aeruginosa. Pseudomonas aeruginosa может вызывать инфекции различных органов, включая легкие, кровь и мочеполовую систему, и часто проявляет устойчивость к антибиотикам.

Человечеству крайне необходимы новые антибиотики, способные воздействовать на множество защитных механизмов микробов. И не так давно исследователи определили новый механизм, на который могут быть нацелены будущие лекарства для уничтожения супербактерий.

Исследование было сосредоточено на грамотрицательных бактериях, классе микробов, которые вызывают особую озабоченность в научной среде. Эти бактерии обладают двумя клеточными мембранами, что затрудняет проникновение антибиотиков внутрь. Кроме того, они производят токсичные молекулы, называемые липополисахаридами (ЛПС), которые, среди прочего, могут вызывать потенциально опасные для жизни состояния, такие как септический шок.

Ключом к новому исследованию была молекула под названием кардиолипин. Что именно эта молекула делает внутри бактерий, долгое время оставалось загадкой, поэтому исследователи генетически изменили кишечную палочку так, чтобы она больше не могла вырабатывать кардиолипин. Оказалось, что эта одна молекула играет жизненно важную роль в обоих защитных механизмах грамотрицательных бактерий.

Команда обнаружила, что без кардиолипина кишечная палочка больше не могла транспортировать токсичный ЛПС из своего центра на поверхность клетки. Вместо этого токсины накапливаются внутри, пока не лопнут, убивая сами бактерии. У тех же, кто все-таки выживет, будут ослаблены внешние мембраны, а значит существующим антибиотикам будет легче прикончить их.

Бонус: 5 важных фактов о супербактериях
  • В некоторых случаях супербактерии передаются от человека к человеку при контакте или через загрязненные поверхности.
  • Профилактические меры, такие как правильная гигиена рук и использование антисептиков, могут помочь предотвратить распространение супербактерий.
  • Супербактерии могут развивать устойчивость к новым антибиотикам, даже когда они только начинают использоваться.
  • Другой способ борьбы с супербактериями — использование альтернативных методов лечения, таких как вакцины и иммунотерапия.
  • По оценкам, к 2050 году супербактерии будут убивать больше людей, чем рак.
Вам также может быть интересно: