Радиовопль: На пол-вселенной

Астрономы обнаружили ярчайшую вспышку радиоизлучения, которая, по всей видимости, исходит от космического объекта совершенно нового типа.

Радиосигналы, приходящие к нам из космоса, как правило очень слабы. Даже такие объекты, как пульсары — вырожденные ядра массивных звезд — скорее «шепчут» в радиодиапазоне, нежели «говорят». Развивая эту метафору дальше, можно сказать, что обнаруженный объект заорал во весь голос — да так, что никакому пульсару и не снилось.

Говорит астроном Мэтью Бэйлис (Matthew Bailes), один из авторов открытия: «Мы полагаем, что вспышку породил взрыв очень компактного тела. Согласно нашим подсчетам, диаметр излучающего участка не превышает 1,5 тыс. км: вероятно, это ядро сверхновой, или пара слившихся нейтронных звезд». Впрочем, речь может идти и о гораздо более экзотическом объекте — например, о миниатюрной черной дыре, выдавшей рекордный радиоимпульс в момент своего исчезновения.

«Честно говоря, мы понятия не имеем, что это такое, — признается Бэйлис. — Все известные нам периодические источники радиоизлучения (нейтронные звезды, например) находятся в нашей галактике. Мы можем видеть их свечение только потому, что они расположены очень недалеко, но на самом деле они излучают очень слабо. Однако на этот раз мы имеем дело с чрезвычайно яркой вспышкой, которую зарегистрировали сразу три детектора, при этом расстояние до объекта составляет около 3 млрд. световых лет. Это нечто совершенно новое».

Вспышка была обнаружена при повторном анализе архивных данных, собранных радиотелескопом австралийской обсерватории Паркс. По словам Бэйлиса, больше всего она напоминает т.н. гамма-всплеск — масштабный энергетический выброс, наблюдаемый в самой коротковолновой части электромагнитного спектра, только произошедший как раз в его длинноволновой области. «Несмотря на то, что эти вспышки занимают противоположные части спектра, они все же могут иметь похожее происхождение, их роднит схожая яркость и очень краткая продолжительность, — отметил ученый. — Мы подняли каталоги, чтобы проверить, не произошел ли в точке нашей вспышки параллельный гамма-всплеск, однако результат был отрицательным».

Открытие гамма-всплесков, случившееся несколько десятилетий назад, положило начало совершенно новому направлению в астрофизике — об этом удивительном явлении мы рассказывали в заметках «Невидимые взрывы» и «Всегалактический ускоритель».

Схожую роль может сыграть и обнаруженная радиовспышка — считает радиоастроном Сергей Гуляев, работающий в Новой Зеландии. Комментируя публикацию Бэйлиса, он отмечает: «Эта прекрасная работа наглядно демонстрирует направление, в котором движется современная астрофизика: все большее число современных ученых начинают работать с единичным, уникальным явлением и, подобно криминалистам, воссоздают картину произошедшего по фрагментарным свидетельствам и косвенным данным».