Доказано, что люди отравляли океан микропластиком даже полвека назад

Современные научные методы быстро улучшают наше понимание того, как пластиковое загрязнение может воздействовать на морские организмы, и новое исследование продемонстрировало, как их можно использовать для изучения влияния на экологию даже в прошлом.
Доказано, что люди отравляли океан микропластиком даже полвека назад

Ученые доказали, что еще с 1950-х годо пластиковый мусор разлагался на микрочастицы, отравлявшие обитателей морей и океанов

Исследование, проведенное биологами из Чикагского университета Лойола, посвящено микропластикам, которые представляют собой крошечные фрагменты одноразовых пакетов, бутылок с газировкой и других пластиковых предметов размером менее 5 мм. Недавно ученые, изучающие влияние микропластика на морские организмы, сделали несколько важных открытий, обнаружив, что подобные частицы могут вызывать аневризмы и репродуктивные изменения у рыб, влиять на когнитивные способности раков-отшельников и ослаблять физическую работоспособность мидий – и это лишь несколько патологий из длинного списка. Они также обнаружили доказательства того, что микропластик перемещается вверх по пищевой цепочке, а исследования потенциального воздействия на людей показали, что он может изменять форму клеток легких.

Авторы новой работы хотели понять, как микропластик накапливался в морской среде за последнее столетие и к каким последствиям для здоровья рыб это приводило в прошлом. Это привело их в полевой музей Чикаго, где около двух миллионов заспиртованных экземпляров рыб хранятся в огромной подземной коллекции.

«Проблема избытка пластика в воде сформировалась в общественном сознании примерно за последние 10-15 лет», — рассказал Тим ​​Холлейн, доцент биологии Чикагского университета Лойола. «Но на самом деле организмы, вероятно, подвергались воздействию пластикового мусора с тех пор, как пластик впервые стал производиться в промышленных масштабах. Изучая же музейные образцы, мы, по сути, можем вернуться в прошлое».

Исследование было сосредоточено, в частности, на четырех видах рыбы: большеротом окуне, канальном соме, песчаниках и бычках-круглых. Записи о состоянии всех экземпляров датируются периодом с 2017 года по 1900 год. Чтобы завершить картину, команда также выловила свежие образцы этих же видов и сравнила их с рыбой почти вековой давности.

Фотография хранилища
Loren Hou

После вскрытия пищеварительные тракты рыб обрабатывали перекисью водорода, которая разрушает все органические вещества, но оставляет любые потенциальные пластмассы. Ученые использовали микроскопы, чтобы идентифицировать материалы с подозрительно гладкими краями, которые могут указывать на присутствие микропластика, а затем в сотрудничестве с исследователями из Университета Торонто подтвердили их химический состав с помощью рамановской спектроскопии.

Следы пластмасс не обнаруживались вплоть до середины прошлого века, но затем, когда производство в 1950-х годах производство пластика встало на поток, концентрации микрочастиц начали стремительно расти. Оказалось, что старые пластмассы имеют форму волокон и были получены из полимеров и ряда натуральных и синтетических тканей. Исследователи описывают открытие и это значительное увеличение концентрации как «очень тревожный сигнал».

«Мы обнаружили, что количество микропластика в кишечнике этих рыб значительно выросло с ростом производства пластика», — признался Калеб МакМахан, ихтиолог из Полевого музея. «Это такие же образцы, как и те, что мы находим в морских отложениях, а значит пластик в самом деле уже проник всюду».