Волшебная «ванна»: ученые придумали, как в разы облегчить процесс пересадки органов

Трансплантация органов спасает жизни, но если иммунная система реципиента отторгает чужеродные клетки, то могут возникнуть осложнения вплоть до полного отказа органа. Новый метод снижает этот риск, удаляя из донорского органа «родные» клетки и заменяя их собственными реципиентами.
Gallo images

Ученые разработали раствор, благодаря которому органы для пересадки почти не отторгаются организмом рецепиента

На пути к успешной и универсальной пересадке органов есть много препятствий. Во-первых, это потенциально долгое ожидание донора с той же группой крови, аналогичным размером тела и другими факторами, такими как близость и доступность. Даже после обнаружения совпадения органы часто отторгаются, что требует от пациента приема лекарств, подавляющих его иммунную систему. Как ни сложно догадаться, это может сделать организм восприимчивыми к инфекциям и другим заболеваниям.

Откуда берут органы для пересадки

Органы берутся у погибших людей после остановки сердца и дыхания. Посмертные доноры — это основной источник органов для пересадки. Иногда люди добровольно регистрируются в качестве доноров, чтобы после их смерти органы были пересажены нуждающимся.

Некоторые органы, такие как почки, части печени и легкие, могут быть взяты у живых доноров. Это часто происходит в случае, когда один член семьи желает дать органы другому члену семьи или близкому другу.

Но в последние годы ученые разработали способ потенциально обойти эту проблему. Вымачивание органа в специальной жидкости удаляет донорские клетки, оставляя только внеклеточный матрикс — поддерживающую структуру, придающую органу его форму. После этой «децеллюляризации» орган может быть «рецеллюляризован» клетками, взятыми у реципиента. Это предотвращает отторжение, потому что иммунная система пациента больше не распознает орган как чужеродный.

В теории это звучит неплохо, но, к сожалению, на практике все еще есть сложности. Процесс децеллюляризации может повредить внеклеточный матрикс, из-за чего новым клеткам будет сложнее цепляться за его структуру и размножаться. Улучшение этого аспекта было в центре внимания нового исследования ученых из Центра исследования генома и стволовых клеток человека (HUG-CELL) в Бразилии.

Исследователи добавили дополнительный шаг между децеллюляризацией и рецеллюляризацией. В тестах на печени крыс команда промывала децеллюляризованные органы кондиционированной средой, содержащей белки, такие как SPARC и TGFB1, которые вырабатываются клетками печени и помогают им пролиферировать и проращивать кровеносные сосуды.

Затем к кондиционированной печени крысы был добавлен ряд человеческих клеток — гепатоциты (основные клетки печени), эндотелиальные клетки (те, которые образуют внутреннюю выстилку тканей) и мезенхимальные клетки (тип стволовых клеток). После этого печень поместили в инкубатор на пять недель. Команда обнаружила, что печень, которая была обогащена новым раствором, имела гораздо лучшую рецеллюляризацию, чем контрольная печень, выращенная без этого дополнительного шага.

«Обогащение внеклеточного матрикса нашими молекулами позволяет ему стать намного более похожим на матрикс здоровой печени», — поясняет Луис Карлос де Кайрес-Жуниор, первый автор исследования. «Лечение заставило клетки печени расти и функционировать более энергично».

В будущем команда планирует построить более крупный биореактор, который сможет децеллюляризировать и рецеллюляризовать человеческую печень. Техника также должна работать на других органах.

Если все пройдет успешно, новая методика поможет расширить пул органов, доступных для трансплантации, несколькими способами. Это снизит потребность в подборе доноров и реципиентов и может быть использовано для восстановления органов, которые в противном случае были бы слишком повреждены для пересадки.

Бонус: 5 любопытных фактов о донорстве органов
  • Один донор может спасти жизни до 8 человек, отдав им органы, такие как сердце, почки, печень, легкие и кишечник.
  • Органы должны быть пересажены в течение нескольких часов после их удаления из тела донора.
  • Люди, ожидающие пересадку органа, могут провести месяцы или даже годы в списке ожидания, прежде чем им будет предложен подходящий орган.
  • Некоторые религиозные и культурные убеждения могут повлиять на решение стать донором. Например, некоторые религии считают донорство благородным поступком, в то время как другие выступают категорически против.
  • Пересадка донорского костного мозга используется для лечения онкологических и гематологических заболеваний, таких как лейкемия и лимфомы.

Кстати, у «TechInsider» появился новый раздел «Блоги компаний». Если ваша организация хочет рассказать о том, чем занимается — напишите нам