На МКС ищут утечку. Гул ветра на Марсе. Фобос и Деймос были одним целым. Видео посадки Perseverance. Главное 24 февраля

На МКС продолжаются поиски трещины, через которую уходит воздух. NASA разместило в открытом доступе запись марсианского ветра, которую переслал Perseverance. Спутники Марса Фобос и Деймос, вероятно, были одним небесным телом, которое раскололось. NASA опубликовало цветную съемку высокого разрешения посадки марсохода.

Что происходит в ближнем и дальнем космосе

17 февраля грузовой корабль «Прогресс МС-16» доставил на МКС микроскоп для поиска трещины, через которую уходит воздух из модуля «Звезда». На время работ была отключена система подачи кислорода СКВ-1. Пока космонавтам приступить к работе с микроскопом так и не удалось. Идут консультации с Центром управления полетами. Воздух по прежнему уходит.

Пока МКС посвистывает дырочкой в боку, ровер Perseverance прислал первую запись, сделанную его микрофонами. «Теперь, когда вы уже видели Марс, послушайте его. Возьмите наушники и послушайте первые звуки, записанные одним из моих микрофонов», — говорится в публикации NASA от имени марсохода Perseverance. На аудиозаписи слышен гул марсианского ветра. Продолжительность записи 18 секунд.

Швейцарские астрономы разбираются с марсианскими лунами, которые восходят на ровером — это Фобос и Деймос. Согласно существующим сегодня теориям, обе луны — это астероиды, захваченные полем тяготения Марса. Но астрономы пришли к выводу, что вполне возможно и другое объяснение странным траекториям и орбитам марсианских спутников. Они могут быть обломками одного большого спутника, который раскололся 3 миллиарда назад. Дальнейшая судьба спутников Марса предсказана: через 20-40 миллионов лет Фобос будет разрушен приливными силами Марса, а Деймос, скорее всего, удалится от планеты настолько, что ее покинет.

NASA опубликовало видео с марсохода Perseverance. На нем показаны последние минуты перед посадкой 18 февраля. На видео сначала  раскрывается парашют шириной 21,5 метра, чтобы замедлить спуск, потом появляется покачивающийся оранжевый пейзаж кратера Езеро, куда садится марсоход. И так до самого последнего момента, когда все тонет в оранжевой марсианской пыли, поднятой ровером, и шесть его колес касаются усеянной камнями поверхности планеты.