Галактическая толчея: Темная материя в бегах

Кластер галактик продемонстрировал нестандартное расположение темной материи – вместо того, чтобы притягивать к себе звездное вещество, она образовала изолированное ядро, удаленное от центра концентрации звезд на значительную дистанцию.
Популярная механика
Популярная механика редакция

Кластер Abel 520 представляет собой огромную мешанину из множества сталкивающихся друг с другом галактик. Вместе они образуют один из самых больших объектов в нашей Вселенной. Галактики состоят из трех главных ингредиентов: звезд, межзвездного газа и темной материи, невидимой субстанции, на долю которой приходится основная часть массы. Наличие темной материи в той или иной области пространства можно обнаружить по гравитационному отклонению световых лучей, приходящих от более удаленных объектов.

До сих пор астрономы считали, что при столкновении галактик звездное вещество и темная материя должны концентрироваться в одной и той же области пространства. Это предположение очень хорошо соотносится с данными предыдущих наблюдений. Однако исследовав кластер Abel 520 с помощью орбитального телескопа Chandra, ученые обнаружили, что данное правило соблюдается далеко не всегда.

В случае Abel 520 область концентрации темной материи, содержащая в себе также значительное количество раскаленного газа, находится на значительной дистанции от точки сосредоточения большинства звезд. Комментирует доктор Хендрик Хэкстра (Hendrik Hoekstra): «Такое ощущение, что галактики были каким-то загадочным образом смещены подальше от области, где концентрация темной материи максимальна. Подобное мы наблюдаем впервые, и это может существенно изменить наши представления о том, как ведет себя темная материя».

Ученые сходятся в одном: некий загадочный процесс привел к тому, что темная материя и обыкновенная материя оказались разделены. Что могло заставить их разбежаться? Одна из гипотез заключается в том, что звездное вещество и темная материя разлетелись в результате сложного взаимодействия гравитационных полей. К сожалению, существующие компьютерные модели свидетельствуют о том, что она не верна.

Есть и другие варианты. Считается, что темная материя взаимодействует с обыкновенным веществом только через гравитацию, однако как она себя при этом ведет, никто толком не знает — просто потому, что ученым пока не удалось поймать и исследовать ни одну частицу темной материи. Вероятно, в определенных условиях они могут вступать в какие-то необычные взаимодействия, результатом которых может стать сепарация темной материи от обыкновенной.

Необычное распределение темной материи замечено и в другом звездном скоплении: «Темное кольцо». Кроме того, не так давно появились данные, по видимости, говорящие о том, что существуют отдельные галактики, состоящие из темной материи. Об этом читайте: «Что есть там, где ничего нет».

По публикации Universe Today