Две миссии вышли на орбиту Марса. Планета в системе звезды Альфа Центавра А. Главное 11 февраля

На орбиту вокруг Марса в течение суток вышли спутники Китая и ОАЭ. У звезды Альфа Центавра А в обитаемой зоне, возможно, есть планета.
ESA

Люди смотрят на Марс — на красноватую точку на ночном небе, — много тысяч лет, постепенно привыкают, что он не так и далеко. И там работают земные устройства — спутники и роверы. Но есть ведь еще и звезды...

9 февраля на марсианскую орбиту вышел спутник Аль-Амаль, отправленный Объединенными Арабскими Эмиратами. Он займется исследованием марсианской атмосферы и климата планеты. ОАЭ стала пятой страной, чье космическое агентство отправило миссию к Марсу (прежде это были Европейское космическое агентство, Индия, Россия и Соединенные Штаты). Китай  «отстал» на сутки.

10 февраля на орбиту Марса вышел китайский спутник Тяньвэнь-1. Миссия запланирована серьезная. Спутник доставил на орбиту Марса спускаемый аппарат, который должен высадиться на Красную планету, будет брать пробы почвы и искать воду.

С Марсом человечество почти на «ты»: спутники летают постоянно, планируются пилотируемые полеты. Но есть ведь и более далекие астрономические объекты. Самый далекий объект нашей планетной системы, который обнаружили астрономы находится на расстоянии в 134 раза дальше от Солнца, чем Земля, и в три с лишним раза дальше, чем Плутон. Астрономы назвали эту каменную глыбу диаметром 400 км Farfarout («Далеко-далеко-отсюда»).

А дальше — звезды. Их очень много, но почти все недостижимо далеко. Поэтому астрономы так внимательно присматриваются к самой близкой к Солнцу звездной системе Альфа Центавра. Свет идет от нее немногим больше 4 лет (а до Farfarout — меньше 20 часов). Альфа Центавра состоит из трех звезд. В 2016 году у ближайшей к Солнцу звезды Проксима Центавра была обнаружена планета. Ее орбита находится в зоне Златовласки: так называется зона, в которой может быть жидкая вода. Планета получила название Проксима B. Но скорее всего, жизни на ней нет. Проксима Центавра — звезда своенравная, и периодически она устраивает своим планетам (а есть предположение, что у нее не одна планета, а несколько) веселую жизнь, производя мощные выбросы (в этих случаях ее светимость резко возрастает). Разве только жизнь на Проксиме B прячется глубоко под почвой или в океанах (если они там есть).

В новом исследовании астрономы сообщили, что есть кандидат в экзопланеты, но не у Проксимы Центавра, а у другой звезды этой системы, которая расположена немного дальше от Солнца - Альфа Центавра А. Эта звезда очень похожа на Солнце, хотя и значительно старше. И если наличие у нее планеты в обитаемой зоне подтвердится, — там может быть жизнь. Астрономы так пристально смотрят на систему Альфа Центавра, потому что до нее хотя бы теоретически можно добраться. Если как следует разогнать ракету (чего мы пока не умеем), то можно успеть за одну жизнь долететь и даже вернуться. Астрономы призывают коллег, как можно пристальнее всмотреться в кандидата в экзопланеты у Альфа Центавра А. Существование этой экзопланеты нужно подтвердить, потом найти у нее атмосферу, потом найти на ней воду. Может быть, там действительно есть жизнь.