Великое вымирание: Рукотворный вариант

250 лет млн. лет назад на Земле случилось грандиозное вымирание биологических видов – возможно, самое масштабное из всех, какие знала наша планета. Некоторые ученые склоняются к тому, что его причиной стало резкое изменение климата, произошедшее в результате грандиозного вулканического извержения. А значит, устроить новое вымирание не так уж сложно: нужно выбросить в атмосферу столько углекислого газа, сколько выбросил тот вулкан. И в течение ближайших 200 лет человечество может успешно справиться с этой задачей.
Великое вымирание: Рукотворный вариант

Знания о глобальной катастрофе, произошедшей 250 млн. лет назад, способны помочь нам понять механику климатических изменений, происходящих в наши дни — считают некоторые ученые. К их числу принадлежит Джонатан Пэйн (Jonathan Payne), профессор палеобиологии, исследующий обстоятельства той катастрофы. Существует множество различных объяснений великого вымирания, однако почти все они, так или иначе, сводятся к увеличению количества парниковых газов (в первую очередь — углекислого), к снижению концентрации кислорода в морской воде и резкому изменению климата. Ученым доподлинно известно, что в течение 4 млн. лет после вымирания соотношение углекислого газа и кислорода в земной атмосфере, было подвержено довольно резким колебаниям.

Джонатан Пэйн поясняет: «Ископаемые отложения позволяют нам судить о том, как именно скажутся наши сегодняшние действия на будущей эволюции земной жизни. Старые геологические пласты содержат в себе бесценные данные о динамике содержания CO2 в атмосфере. Если в качестве материала для анализа мы будем использовать только данные, относящиеся к нескольким последним тысячелетиям, мы можем упустить из виду чрезвычайно важные процессы и недооценить величину грядущих изменений».

Вот уже много лет Пэйн изучает морские геологические отложения в китайской провинции Гуйчжоу. Местные известняковые пласты сформировались на дне мелководного океана, существовавшего здесь в позднем Пермском и раннем Триасовом периоде. Их анализ свидетельствует о том, что 250 млн. лет назад из здешнего океана исчезли более 90% всех обитающих в нем видов. Не меньшие потери понесли и наземные растения и животные. Джонатан Пэйн считает, что наиболее вероятной причиной вымирания является внезапный выброс с атмосферу большого количества CO2.

В 1991 г. ученые обнаружили в Сибири следы крупнейшего вулканического извержения, случившегося как раз 250 млн. лет назад. Масштаб катастрофы действительно впечатляет: лава, вырвавшаяся на поверхность, покрыла площадь, равную площади континентальной части США. Толщина базальтового слоя, сформировавшегося из застывшей лавы, в некоторых областях достигает 6 км. В итоге сформировалась грандиозная геологическая структура, известная под названием Сибирских траппов. В ходе извержения в атмосферу было выброшено огромное количество пепла, метана и углекислого газа. Разрушительный эффект мог значительно усилиться за счет разогревания и самовозгорания каменноугольных залежей, окружающих район катастрофы.

Согласно результатам компьютерного моделирования, одним из следствий резкого увеличения концентрации метана и углекислого газа в атмосфере должно было стать перенасыщение морской воды карбонатом кальция. В июле этого года Джонатан Пэйн заявил о том, что в исследованных им известняковых отложениях, соответствующих периоду катастрофы, действительно обнаруживаются вкрапления карбоната кальция, абсолютно нехарактерные для других геологических слоев. Это открытие может послужить весомым подтверждением вулканической теории массового вымирания.

«Катастрофа, случившаяся на закате Пермского периода, неплохо соотносится с тем, что происходит на планете в наши дни. Хорошо еще, что мы пока не выбросили в атмосферу столько углекислого газа, сколько выбросил тот вулкан. Однако у нас есть все шансы дотянуть до этой отметки в течение ближайших 2 сотен лет — если не будут приняты соответствующие политические решения,» — подытоживает Джонатан Пэйн.

Как ни парадоксально это звучит, но разгадку вымирания видов можно найти и обратившись к Луне. По крайней мере, так делают сторонники другой, «астероидной» гипотезы — об этом мы писали в статье «Луна как свидетель».