Комары не только кусаются. Эти насекомые ходят по воде, как водомерки, держатся на гладкой поверхности не хуже гекконов и крепко зацепляются за кожу своей жертвы. Лишь недавно выяснилось, как им удается чувствовать себя комфортно на таких разных поверхностях.

Микроструктура конечностей москита, позволяющая ему передвигаться по воде

Команда исследователей из китайского Университета Далян и канадского Университета Симон Фрейзер выяснила, что у конечностей комаров имеются маленькие коготки, как у мух, которые позволяют им цепляться за кожу. А вдобавок — волосяные подушечки, как у гекконов, — ими они прикрепляются к любой гладкой поверхности. (Кстати, не так давно был представлен новый искусственный материал, обладающий теми же полезными свойствами — мы писали об этом в заметке «Наногеккон».) Но особый интерес вызывает способность комаров ходить по воде.

Конечности комаров, как и у водяных пауков, гидрофобны, что позволяет им стоять на поверхности воды. Однако водяные пауки способны удерживать на плаву груз, в 15 раз превышающий их собственный вес, а комары способны на большее. Эксперименты показывают, что каждая из шести его конечностей может выдержать 23 собственных веса насекомого. Особый секрет «ходьбы по воде» комаров — в перьеобразных чешуйках, которые покрыты «рифлением» нанометровых размеров, которые формируют сложную структуру. Поэтому, когда в следующий раз комар сядет вам на руку, не торопитесь, посмотрите на его впечатляющие конечности — а потом прихлопните его.

Между тем, разносящие малярию комары остаются одними из самых зловредных наших соседей по планете. Однако для борьбы с такими комарами придуман прекрасный способ: использовать других комаров, генетически модифицированных: «Противомалярийные комары».

«Нанометр»