Апокалипсис, которого не было

Знаменитая история о том, как одна ГМ-бактерия едва не погубила мир – и почему этой истории никогда не было.
Апокалипсис, которого не было

В 1990-х генетически модифицированный штамм бактерий SDF20 едва не вызвал мировую панику после того, как ученые сообщили о том, что попадание его в природу может вызвать массовое вымирание растений суши. Уже в начале 2000-х легенда была опровергнута, но продолжает жить до сих пор в темных углах глобальной Сети.

В начале 1990-х немецкая компания создала ГМ-штамм бактерий Klebsiella planticola SDF20 для переработки органических отходов в биотопливо – этанол, – и даже получила разрешение на полевые испытания. Лишь случайно микробы попали к Элейн Ингхэм (Elaine Ingham), работавшей тогда в Орегонском университете. Проверив, как поведут себя такие ГМ-бактерии по соседству с растениями, она ужаснулась: спирта они выделяли столько, что это приводило к массовому вымиранию всего живого в почве.

Увлечения Ингхэм биологией шли дальше науки, она была еще и активистской новозеландской Зеленой партии, и при поддержке соратников развернула громкую кампанию. Дескать, страшно подумать, что могло бы случиться, попади такие бактерии в окружающую среду. Клебсиеллы распространены повсеместно, и новый штамм вполне мог бы вытеснить обычные, вызвав массовое вымирание растений на всех континентах, кроме и без того голой Антарктиды. По счастью, разрешение было вовремя отозвано, и апокалипсиса не случилось.

История стала почти классической и регулярно появляется в списках случаев, едва не погубивших торопливое человечество. Она то и дело всплывает в социальных сетях и СМИ, нагоняя эмоций против распространения ГМО-технологий, – как в России, так и за ее пределами. Ее приводят в назидание сторонникам технологического прогресса. Вот только в действительности все было совсем не так.

Элейн Ингхэм – сторонница технологий «органического» земледелия
Rodele Institute

Не те бактерии

В то время, когда началась эта история, таксономия бактерий Klebsiella planticola еще не устоялась. Лишь впоследствии, в 2001-м, они были отнесены к отдельному, хотя и родственному роду Raoultella. Те и другие настолько близки, что различить их можно только с помощью анализа их ДНК или специальных сложных техник культивирования. И те, и другие – чрезвычайно широко распространенные и активные почвенные бактерии. Заболевания у людей они вызывают

лишь в очень редких случаях, а обычно остаются вполне безвредны.

Бактерии Raoultella planticola способны разлагать кислозу – «древесный сахар», один из основных продуктов естественного разложения органики, – получая энергию и вырабатывая этанол. Именно поэтому с конца 1980-х ученые стали присматриваться к ним, как к возможным «живым фабрикам» для производства биотоплива. Однако выход спирта микробы давали недостаточный, поэтому начались работы по генетической модификации R. planticola.

Для этого предполагалось перенести в них плазмиду – короткое кольцо ДНК, содержащее гены, позаимствованные из бактерий Zymomonas mobilis. Эти бактерии известны тем, что проводят сбраживание невероятно активно и сами легко переносят присутствие до 16 процентов спирта. ГМ-штаммы действительно усиленно производили этанол, хотя начинали погибать, как только его концентрация доходила до 5 процентов. А вот дальше начинается легенда.

Колонии Raoultella planticola на твердой питательной среде
Wikispecies

Не та компания

Циркулирующая по Сети история указывает, что ГМ-бактерии «биотопливного» штамма SDF20 были созданы некоей немецкой компанией и в 1992 г. получили одобрение американского федерального Агентства по охране окружающей среды на проведение полевых испытаний. Именно так эти микробы попали на кафедру ботаники и патологии растений Орегонского университета, где тогда работала Ингхэм и ее аспирант Майкл Холмс (Michael Holmes). В Интернете сохранился скан его диссертации 1995 г., посвященной проблеме опасности SDF20.

Публике Ингхэм рассказала об этом в 1999 г., в статье, опубликованной в издании Зеленой партии. «Придя в лабораторию одним прекрасным утром, мы открыли инкубатор и воскликнули: "О боже, растения погибли. Что пошло не так?" – писала она. – Каким будет эффект, если эта слизь попадет на поля»? При этом ученая ссылалась на собственную статью, которая в том же году вышла в рецензируемом журнале Applied Soil Ecology (том 326, стр. 1-12). В прессе поднялся шум.

«Новое чудесные ГМО получили все нужные разрешения на коммерческое использование, – писали журналисты, по-видимому, на ходу додумывая новые обстоятельства истории. – По счастью, группа независимых ученых во главе с Элейн Ингхэм оказались настроены скептически. Проведя тесты, они обнаружили, на что в действительности способны эти бактерии, и благодаря публичному раскрытию полученных результатов коммерциализации ГМ-бактерий не случилось. Если бы не их попытки, нет сомнений, что нас ожидал бы конец света». Действительно, страшно.

Genetic Literacy Project

Не те источники

По-настоящему скептическими оказались не Ингхэм, а обычные ученые, до которых вскоре дошли эти пугающие известия. Выступления и опровержения увенчались совместным опровержением , которое опубликовала группа видных биологов и генетиков из Новой Зеландии и Австралии. Их доводы, кажется, в дополнениях не нуждаются: помимо собственных слов Элейн, никаких свидетельств реальности истории о смертельно опасном штамме нет.

Не было никакой публикации в журнале Applied Soil Ecology (указанные выше том и нумерация страниц также не соответствуют действительности). Ни Агентство по охране окружающей среды, ни американское Министерство сельского хозяйства не получало никаких запросов о получении разрешений. Вдобавок, эксперименты обнаружили, что SDF20 способны доводить содержание спирта в почве до 20 мкг/мл, после чего сами начинают погибать. Эта концентрация в сотни раз ниже токсичного для растений уровня (10 мг/мл). Наконец, ГМ-бактерии оказались неспособны выживать на бедных песчаных почвах, что вообще поставило крест на их потенциальном использовании в природе.

«Заявления доктора Ингхэм широко публиковались в интернете и за его пределами. Однако нам не удалось найти никаких свидетельств тому, что доктор Ингхэм основывает свои заявления о глобальной угрозе растениям суши на научной публикации в рецензируемом журнале, – сухо резюмировали авторы опровержения. – Проведенный нами анализ литературы и данных показывает, что производящие этанол Klebsiella planticola (напомним, что тогда их называли еще так – ПМ) уже существуют и широко встречаются в природе, не нанося ей какого-либо вреда».

Доктор Элейн Ингхэм и ее новый проект
The Soil Food Web

В том же 2001-м собственную точку в истории поставила и Зеленая партия, официально признав недостоверность сообщений Ингхэм и безосновательность угрозы, о которой она «предупреждала» мировое сообщество. А в рецензируемом журнале Nature Biotechnology были опубликованы извинения от лица Орегонского университета, Зеленой партии и даже правительства Новой Зеландии. Тут же признавалась в подтасовке и сама Элейн Ингхэм.

Вскоре она покинула университет и обосновалась в небезызвестном Институте Родейла, который активно продвигает «органическое» земледелие и анти-ГМО повестку. Кроме того, Ингхэм основала стартап Soil Food Web , занятый технологиями ремедиации почвы. Громких заявлений с тех пор она не делала, ГМ-организмы получают все большее распространение и приносят сплошную пользу, – и лишь история «апокалиптического» штамма продолжает жить и здравствовать на просторах сети.

Георгий Задыханов
Георгий Задыханов 12 Января 2021, 13:41
Из истории мы знаем, что рабовладельческий строй появился после того, как человек занялся земледелием. Еды стало хватать на себя и на "того парня". Несколько этапов развития земледелия дало возможность людям жить достаточно сыто и в 20 веке, но... Для того, что бы прокормить народонаселение пришлось и в Америке и в СССР укрупнять обрабатываемые земли, дав возможность тракторами с большим количеством плугов и прочих механизмов повысить производство сельхозпродуктов. Если бы этого не произошло, голод терроризировал бы эти территории, как он терроризировал их в начале 20 века. Мало того, индустриализация, высасывала из сельского производства людей. В настоящий момент, когда увеличилось народонаселение Земли в два раза, по сравнению с 1975 годом, стал прежний вопрос, как прокормить это народонаселение. Есть два выхода, увеличить выход сельхозпродукции, и второе, уменьшить потребление до разумных пределов. Мне кажется, мы сейчас наблюдаем оба варианта решения проблемы. Самое противное, что оба варианта нам не очень нравятся.