Вы можете не знать всех, кто перечислен в этой подборке, но без достижений каждого из них сегодняшняя авиация представляла бы собой чертовски унылое зрелище. Проблема в том, что они незаслуженно забыты, в отличие от всем известных двух американских братьев. «Популярная механика» решила восстановить справедливость и вспомнить шестерку малоизвестных пионеров авиации.

От первых создателей планеров до людей, совершивших самостоятельные полеты вокруг света. И заметьте — ни одного Райта!

Сэр Джордж Кэли

wikipedia.org

В 1799 году британец Джордж Кэли, широко известный как «отец авиации», разработал самые ранние известные в истории чертежи самолета, в котором использовалась конструкция с неподвижным крылом и отдельными механизмами управления полетом. В 1804 году он собрал небольшую модель планера, но его самое большое достижение случилось полвека спустя, когда он построил уже полноразмерный планер, на котором успешно совершил полет около английского Скарборо с перепуганным 10-летним лакеем в качестве пассажира. Хотя сэр Кэли умер всего через год после того полета, его научные исследования послужили фундаментом для многих ранних конструкций самолетов, в том числе для «Флайера» Уилбера и Орвилла Райтов.

Отто Лилиенталь

wikipedia.org

«Изобрести самолет — ничто. Построить — уже кое-что. Но летать — все». Под этим известным лозунгом жил и работал немецкий авиатор Отто Лилиенталь. В период с 1891 по 1896 год он сконструировал полтора десятка планеров различных конструкций и совершил около двух тысяч успешных полетов, большинство из которых — с искусственного холма за пределами Берлина. Лилиенталь был неутомимым экспериментатором: он постоянно собирал массу данных о полетах птиц, аэродинамике и конструкции крыльев пернатых.

Его хорошо задокументированные полеты здорово помогли развиться зачаткам авиации. «Никто не сравнится с Лилиенталем в умении привлекать к делу новобранцев», — сказал однажды Уилбур Райт. Во время неудачного полета 9 августа 1896 года Лилиенталь разбился насмерть.

Альберто Сантос-Дюмон

wikipedia.org

Альберто Сантос-Дюмон закрепил за собой репутацию первого в мире авиатора-джентельмена. Яркий, всегда одетый с иголочки бразилец активно тратил деньги, полученные от семейного бизнеса по выращиванию кофе, на запуск воздушных шаров и постройку новаторских дирижаблей с двигателями. Он выиграл авиационную премию за успешный полет дирижабля вокруг Эйфелевой башни в Париже в 1901 году, а позже использовал свой технический талант для создания более дюжины воздушных судов различной конструкции.

Сантос-Дюмон совершил первый в Европе публичный полет на аэроплане в Париже 23 октября 1906 года. Этот самолет, получивший название 14-bis или Oiseau de proie (по-французски «хищная птица») был первым взлетавшим, летевшим и приземляющимся аппаратом тяжелее воздуха, который, в отличие от «Флаера» Райтов, не использовал катапульты, сильный ветер, рельсы для запуска или другие внешние приспособления и погодные факторы.

Гленн Хэммонд Кертисс

wikipedia.org

Сорвиголова Гленн Кертисс был «самым быстрым человеком на земле» еще до того, как он сел за штурвал самолета. Он владел бизнесом по производству велосипедов и двигателей, а в 1907 году умудрился побить рекорд наземной скорости, достигнув отметки в 219 км/ч на мотоцикле с движком V8. В том же году он присоединился к недавно созданной Ассоциации авиационных экспериментов и начал устанавливать свои двигатели на первые самолеты. Километровый перелет в 1908 году сделал Кертисса одним из главных соперников братьев Райт, а спустя два года он поставил рекорд, пролетев на самолете Hudson Flyer 243 километра от Олбани до Манхэттена.

Кертис стал автором не менее пяти сотен изобретений. Он получил титул «отец морской авиации» за разработку первого гидросамолета и воздушных судов, которые могли взлетать и приземляться на палубах авианосцев. В 1919 году «летающая лодка» Curtiss NC-4 стала первым самолетом, успешно пересекшим Атлантический океан.

Бесси Коулман

Американка Элизабет «Бесси» Коулман неоднократно пыталась поступить в летную школу, но ей везде отказывали. Проблема была, во‑первых, в том, что она женщина, во‑вторых, из-за ее расы. Отчаявшись Бесси поехала во Францию и поступила там в Авиационную школу братьев Кодрон. По ее окончанию Бесси стала первой в истории женщиной-пилотом афроамериканкой.

После дополнительного обучения во Франции, Германии и Голландии, Коулман вернулась в Штаты в 1922 году и начала работать в качестве пилота-каскадера. Люди стекались посмотреть, как темнокожая «Храбрая Бесси» выполняет восьмерку, бочки и трюки с парашютом. Популярность Коулман росла как на дрожжах, но насладиться успехом ей так и не удалось: жизнь Бесси трагически оборвалась в 1926 году во время одного из шоу.

Уайли Пост

wikipedia.org

Как и «Храбрая Бесси» Пост не был изобретателем. Его карьера вообще началась с работы на нефтяном месторождении, где он из-за аварии потерял левый глаз. Летчиком он стал только в 26 лет, работал личным пилотом у миллионера, а также испытателем самолетов Lockheed.

В 1930 году на одномоторном самолете Lockheed Vega, названном «Уинни Мэй» в честь дочери, Пост выиграл Национальное воздушное дерби — воздушные соревнования Лос-Анджелес — Чикаго. Через год Пост вместе со штурманом Гарольдом Гатти совершил кругосветный перелет по маршруту Нью-Йорк — Берлин — Москва — Иркутск — Хабаровск — Ном — Кливленд — Нью-Йорк за рекордное время: 8 дней, 15 часов и 51 минуту. За это они вместе были награждены «Крестом летных заслуг».

В 1933 году Пост в одиночку совершил кругосветный перелет Нью-Йорк — Берлин — Москва — Аляска — Нью-Йорк за 7 суток 18 часов 49 минут. За этот перелет ему была вручена «Золотая авиационная медаль ФАИ». Кстати, в 1934 году разработал специальный костюм для полетов на высоте 9 100 метров.