Внеземной разум: почему мы не можем найти признаки существования иной цивилизации

При изучении участка неба, где расположено 10 миллионов звезд, исследователи не нашли ни единого признака инопланетного разума. Но ученые не видят в этом проблемы.
Alexander Andrews / Unsplash

В ходе исследования 10 миллионов звезд с помощью телескопа Murchison Widefield Array (MWA), расположенного в Австралии и состоящего из 4096 дипольных антенн, не было обнаружено ни одной техносигнатуры, которая указала бы на существование разумной цивилизации в этом районе космоса. Однако астрономы Ченоа Тремблей и Стивен Тингей из Кертинского университета Международного центра радиоастрономических исследований (ICRAR) говорят, что это их нисколько не разочаровало. Они заявляют, что теперь вести поиск внеземного разума (SETI) наугад не составляет труда, а попутно можно делать другие ценные астрофизические наблюдения.

Мы понятия не имеем, какую технологию может разработать инопланетная цивилизация. Поэтому наши представления основываются исключительно на собственных достижениях. В случае MWA телескоп ищет радиосигналы на частотах, аналогичных FM.

На Земле низкочастотные радиосигналы могут «просачиваться» сквозь ионосферу, образуя вокруг планеты некое подобие гигантского пузыря, который инопланетяне могли бы заметить. Если и наши братья по разуму производят подобные сигналы, то их можно будет обнаружить с помощью MWA.

«MWA — это уникальный телескоп с чрезвычайно широким полем зрения, который позволяет нам одновременно наблюдать миллионы звезд, — говорит Тремблей. — Мы изучали небо в районе созвездия Вела в течение 17 часов, заглядывая в 100 раз глубже, чем когда-либо прежде, при очень широком угле зрения. Но даже так мы не обнаружили никаких техносигнатур — никаких признаков разумной жизни».

Созвездие Вела — крошечный кусочек неба, но на этом клочке расположены миллионы звезд. Точнее, 10 миллионов звезд, находящихся на разном расстоянии от нас, включая некоторые звезды Млечного пути. К слову, в нашей галактике насчитывается от 100 до 400 миллиардов звезд, в зависимости от того, кого вы спрашиваете об их количестве.

Поэтому неудивительно, что в созвездии Вела не было обнаружено никаких сигналов — шансы слишком малы. Это все равно что изучать океан, исследуя только несколько квадратных метров его поверхности.

Есть и другие причины, по которым мы не можем обнаружить техносигнатуры. И дело не только в вероятных особых технологиях инопланетян. Любое электромагнитное излучение, исходящее от инопланетной цивилизации, может быть слишком далеким или слишком слабым, чтобы его обнаружить. Мы, например, испускаем радиоволны только с 1895 года. Следовательно, наши радиопередачи успели отдалиться от Земли всего на сто с небольшим световых лет.

Согласно закону обратных квадратов, радиоволны становятся слабее с увеличением расстояния. При удвоении пройденного расстояния сигнал теряет три четверти своей интенсивности, которая наблюдалась в начальной точке. На расстоянии 100 световых лет от Земли радиоволны будут неотличимы от фонового шума.

Но с учетом того, что в Западной Австралии и Южной Африке строятся еще более мощные телескопы, кто знает, что мы сможем обнаружить с их помощью.