Страх перед нежитью или знак смирения: почему в Средневековой Европе людей часто хоронили лицом вниз

Археологи иногда находят странные захоронения: от тел с кольями в груди до торчащих из могил голов. Ученые из Института судебной медицины Бернского университета изучили один из самых частых вариантов «необычных» захоронений.
www.nytimes.com

Исследование, опубликованное в журнале PLOS ONE, анализирует около сотни однотипных «необычных» захоронений – тела в Средневековой Европе (в разное время и на разных территориях) размещали лицом вниз. Такие находки задокументированы археологами из Швейцарии, Германии и Австрии.

В период раннего Средневековья некоторые тела, захороненные вниз лицом, размещались в центре кладбища или даже внутри священных зданий. Их хоронили с драгоценностями в руках и в дорогой одежде. По мнению авторов исследования, такое размещение в могиле – выбор самих умерших как «знак смирения перед Богом».

В Средние века и период раннего Нового времени число погребенных лицом вниз стало резко возрастать. Захоронения постепенно «отдалялись» от привычных для погребения мест, но не выходили за пределы кладбища.

Тело в могиле лицом вниз
www.nationalgeographic.co.uk

Антропологи отмечают, что рост таких погребений совпал с ростом популярности мифов о нежити и вампирах. В немецком фольклоре появляется нахцерер – существо, поедающее свою собственную мертвую плоть и заражающее окружающих смертельными болезнями. В это же время по Европе проходит волна чумы.

По мнению ученых, миф о нахцерере появился из-за страха людей перед разлагающимся телами. Чума убивала быстро. Трупы не успевали захоронить – они раздувались и издавали странные звуки похожие на «чмоканье».

Борьба с болезнью – также одна из возможных причин появления «необычных» захоронений. Ученые пишут, что размещения тела лицом вниз – попытка остановить распространение болезни, основанная на суевериях.

Исследователи планируют в будущем проанализировать ДНК тех, кто был «необычно» захоронен и узнать, болели ли они чумой.