Не все так плохо в атмосфере: Озоновый слой поправляется

Озоновый слой Земли – нечто вроде солнцезащитных очков, оберегающих планету от вредоносного ультрафиолетового излучения. Неудивительна всеобщая тревога, когда было обнаружено, что деятельность человека разрушает его. Но, похоже, сегодня озоновый слой начал восстанавливаться.

В 1987 году правительства ряда стран подписали Монреальский протокол, запрещающий промышленное использование веществ, разрушающих озоновый слой Земли — прежде васего, фреонов (газообразных хлорфторуглеродных соединений), которые широко использовались в аэрозолях. До сих пор над Антарктидой фиксируются обширные озоновые дыры, сквозь которые солнечное ультрафиолетовое излучение легко достигает поверхности планеты. К примеру, обнаруженная в 2005 г. дыра имела площадь около 24 млн. км2 — это сравнимо с размерами материка Северная Америка. Однако уменьшение озонового слоя в других частях Земли, кажется, приостановилось.

Влияние на озоновый слой оказывают не только выбросы опасных газов, но и солнечная активность (рост интенсивности ультрафиолетового излучения увеличивает его), выбрасываемые вулканами сернистые газы (негативное влияние), погодные условия (на озоновом слое сказывается понижение температуры атмосферы — а направление этого влияния зависит от географической широты). Однако исследователи Элизабет Уизерхед (Elizabeth Weatherhead) и Сигне Андерсен (Signe Andersen) пришли к выводу, что озоновый слой пошел на поправку в основном за счет снижения вредных промышленных выбросов.

С помощью спутников и зондов авторы измерили концентрацию озона в атмосфере на разных высотах и сравнили его с теоретическим прогнозом, рассчитанным с учетом прогнозируемой солнечной активности, сезонных и других колебаний. Сравнение обрадовало: слой озона оказался мощнее прогнозируемого — а значит, Монреальское соглашение работает на «самом высоком уровне». В самых нижних слоях стратосферы он восстановился даже лучше, чем можно было бы предсказать по снижению вредных выбросов. Возможно, влияние на это оказало изменение режима ветров: основная масса озона образуется ближе к экватору, откуда затем разносится по всей атмосфере.

Если тенденция сохранится, озоновый слой планеты должен восстановиться до уровня 1980-х примерно к 2030−2070 гг. Между прочим, это прекрасный довод для стран, никак не желающих подписывать Киотский протокол о контроле за выбросами парниковых газов.

По публикации NASA