Здесь логичная теория упирается в одно существенное «но». То, что мы знаем о поведении частиц в условиях крайне высоких энергий, характерных для первых мгновений после Большого взрыва, говорит о том, что их энтропия должна была быть наоборот, чрезвычайно высока. Каким образом эта колоссальная мешанина могла стать пределом упорядоченности, никто пока не объяснил. Кроме того, именно Второй закон термодинамики является основным камнем преткновения для ученых, разрабатывающих т.н. циклическую модель, в рамках которой расширение сменяется сжатием и новым Большим взрывом. По ряду причин с каждым подобным циклом уровень энтропии Вселенной должен возрастать, при этом колебания будут увеличивать свою длительность, а само мироздание «распухать», как снежный ком. «Экстраполируя этот процесс назад во времени, получаем, что колебания там становятся все короче и короче, что тоже неизбежно приведет к своеобразному единому Большому взрыву», — поясняет Фрамптон. Сторонники модели схлопывающейся Вселенной пытаются выйти из тупика с помощью допущения, согласно которому темная энергия оказывается способна «обмануть» Второй закон термодинамики, в результате чего каждая новая Вселенная вновь оказывается упорядоченной.
Идея Пола Фрамптона и Лориса Бома устраняет данное противоречие гораздо более простым и элегантным способом. Каждый из бесчисленных кусочков разорванного пространства несет в себе очень незначительную долю той энтропии, которую успела накопить материнская Вселенная. Это значит, что молодым Вселенным, образованным из этих кусочков, изначально будет свойственна очень высокая степень упорядоченности. Следовательно, процесс образования новых Вселенных действительно может продолжаться до бесконечности, как того требует циклическая концепция.
Пол Фрамптон надеется, что его идеи можно будет проверить уже в ближайшем будущем с помощью европейского спутника Planck, запуск которого запланирован на июль 2008 г. Предполагается, что он сможет измерить плотность и давление темной энергии, которая в теории должна быть равномерно распределена по пространству. Эти данные помогут оценить жизнеспособность выдвинутой модели — считают ее авторы.