«Инвестиции» для вирусов: почему герпес такой живучий

Цитомегаловирус, «родственник» вируса простого герпеса, как оказалось, обладает схожим механизмом «подстраховки активов», что есть у растений, который обеспечивает высокую выживаемость.
«Инвестиции» для вирусов: почему герпес такой живучий

Существует несколько типов вируса герпеса. До боли знакомая многим «простуда на губах» относится к простому герпесу первого типа. Цитомегаловирус — пятый тип герпеса, который распространен также широко, как и простой герпес. Около половины молодого населения Земли и более 90% возрастного поражено этим живучим микроорганизмом. Последствия заболевания — это пониженный иммунитет, смертельно опасный при ВИЧ, и клеточные образования, которые появляются в периоды активности вируса.

Большую часть времени цитомегаловирус никак не проявляется, оставаясь в организме без симптомов, как и другие вирусы герпеса. Полностью «выгнать» нежелательного «квартиранта» практически невозможно. В этом — его главное эволюционное преимущество, механизм которого недавно «по полочкам» разложили ученые из Гладстона.

В докладе, опубликованном в Известиях Национальной академии наук США, цитомегаловирус сравнили с довольно умным «инвестором», знакомым с понятием «хеджирование». Хеджирование — это своеобразная подстраховка. Инвестиция, которая может принести большую прибыль, но довольно рискованна, дублируется той, что несет меньше прибыли, но более надежна.

«Капитал» вируса — это его белки. Когда цитомегаловирус «инвестирует» в воспроизводство собственной ДНК, он использует белок pp71. Под микроскопом у некоторых частиц вируса белки pp71 были обнаружены в количестве, в 40 раз превосходящем остальные частицы. В то же время приличная доля «средств» вируса была вложена в менее прибыльное дело: в составе многих частиц pp71 не было.

Если бы вкладывать «деньги» в размножение себя было выгодно с точки зрения экономики жизни — эволюции, то почему бы инвестировать в этот процесс все «сбережения»? «Значит, есть какое-то преимущество в варианте, не предусматривающем репликацию ДНК», — решили ученые. Именно поэтому вирусы герпеса предпочитают «отсиживаться» в латентном состоянии.

Можно лишь восхититься столь сложным механизмом управления дальнейшей судьбой. Похожая программа «инвестирования» ранее была обнаружена у растений при производстве семян, но впервые была рассмотрена у вирусов. Если дальнейшие исследования покажут, что и другие вирусы ходят в ту же «финансовую компанию» и имеют схожий механизм выживания, ученые могут найти более эффективные методы лечения, не только подавляющие активность вируса, но и навсегда избавляющие от его присутствия в организме. До того времени пусть ацикловир побудет в холодильнике, мало ли какая ситуация возникнет на «фондовом рынке» в мире вирусов герпеса.