Темный лед на Марсе: Суета вокруг пятен

Еще в 1970-х обнаружилось, что во время марсианской весны некоторые области ледяной шапки, расположенной на южном полюсе планеты, начинают загадочным образом темнеть. Заинтригованные ученые приступили к изучению найденного феномена.
Темный лед на Марсе: Суета вокруг пятен

Первое и наиболее очевидное предположение заключалось в том, что ледяная шапка просто частично растапливается под действием тепла. Однако в конце 1990-х стало очевидно, что это не так: на Марсе ледяные поля состоят преимущественно из твердого углекислого газа (или сухого льда), который начинает замерзать при -72 градусах по Цельсию. Между тем ученые выяснили, что температура в загадочном регионе колеблется в районе -135 градусов. При этой температуре углекислый газ существует только в твердом состоянии, и ледяная шапка растаять ну никак не сможет. В связи с этим было выдвинуто новое объяснение, согласно которой загадочный регион покрыт очень тонким — не более метра — и очень прозрачным льдом, сквозь который просвечивает скалистая поверхность планеты. Однако последние данные свидетельствуют о несостоятельности этой и вправду подозрительной версии.

Ученые исследовали загадочный регион с помощью анализатора отраженного солнечного света, которым оснащена станция Mars Express. Комментирует астроном Ив Лангвин (Yves Langevin): «Мы обнаружили лишь слабое поглощение в инфракрасном диапазоне, что свидетельствует о незначительном количестве диоксида углерода на поверхности». По всей видимости, это говорит о том, что полярная шапка в области загадочного региона покрыта слоем пыли. Однако остается неясным, каким образом она туда попадает и почему от нее свободны другие приполярные участки.

Разгадка может крыться в темных пятнах, обозначающих границы загадочного региона. Эти образования, из-за их формы называемые то «пауками», то «вентиляторами», а то и просто пятнами, были открыты в конце девяностых годов станцией Mars Global Surveyor. Ученые считают, что они представляют собой результат действия марсианских пылевых гейзеров. Солнечные лучи свободно проходят через прозрачный лед и нагревают расположенную под ним породу до температур, при которых сухой лед начинает испаряться. Давление в газовом кармане постепенно растет, пока в какой-то момент не происходит извержение, выбрасывающее на поверхность фонтаны пыли и мелких кусков породы.

Ив Лангвин считает, что «запыленность» загадочного региона вполне может быть объяснена деятельностью этих гейзеров. Правда, ученым еще предстоит найти ответ на ряд важных вопросов. Например, почему гейзеры действуют лишь на относительно небольшой территории, а также почему существуют темные области, где гейзеры вообще не обнаруживаются.