Наличие воды на Марсе — вопрос столь же животрепещущий, как и проблема жизни на нем, ведь для живых организмов всех известных форм вода совершенно необходима. За десятилетия изучения этой проблемы астрономы склонялись то к одному, то к другому мнению.

Снимок HRSC: ледниковое образование
Обнаруженные спектрометром OMEGA области, богатые заинтересовавшими астрономов минералами, отмечены на карте
Остаточный лед на дне марсианского кратера
Европейский аппарат Mars Express на орбите Красной планеты

«Сегодня мы переписываем историю Марса, — сказал немецкий ученый Герхард Нейкум (Gerhard Neukum). Доктор Нейкум говорит об открытии, сделанном недавно на основе данных, полученных приборами европейского аппарата Mars Express, наблюдающего за Марсом с орбиты. Герой исследования — радар MARSIS, способный «заглянуть» на тысячи метров под поверхность планеты. Именно он обнаружил ледяные каверны — не только поблизости от полюсов, но и в других областях Марса, — хотя до сих пор загадкой остается, когда и где эта вода пребывала в жидкой форме.

Другой «участник» эксперимента, минералогический ИК-спектрометр OMEGA может распознавать различные соединения на поверхности планеты. Обнаруженные им сульфаты и глинистые минералыпоказывают, что в условиях, существовавших на Марсе, по крайней мере, в течение некоторого периода времени, вода могла оставаться в жидкой фазе.

Наконец, стереокамера высокого разрешения HRSC, способная различать на поверхности Марса объекты диаметром до 10 м, засняла в наиболее древних областях планеты явственные следы водной эрозии. Фотографии также показывают огромную долину Касей, по которой некогда прошел гигантский ледник. Возможно, появление жидкой воды на поверхности Марса связано с активностью вулканов, которые растапливали огромные ледяные резервуары в недрах планеты.

Работая в контакте с европейскими коллегами, исследователи NASA намерены направить собственный марсианский аппарат Mars Reconnaissance Orbiter в области, которые оказались наиболее интересны, для дополнительного изучения.

По сообщению ESA