Ледяные океаны Марса: Живая вода

Наличие воды на Марсе – вопрос столь же животрепещущий, как и проблема жизни на нем, ведь для живых организмов всех известных форм вода совершенно необходима. За десятилетия изучения этой проблемы астрономы склонялись то к одному, то к другому мнению.

«Сегодня мы переписываем историю Марса, — сказал немецкий ученый Герхард Нейкум (Gerhard Neukum). Доктор Нейкум говорит об открытии, сделанном недавно на основе данных, полученных приборами европейского аппарата Mars Express, наблюдающего за Марсом с орбиты. Герой исследования — радар MARSIS, способный "заглянуть" на тысячи метров под поверхность планеты. Именно он обнаружил ледяные каверны — не только поблизости от полюсов, но и в других областях Марса, — хотя до сих пор загадкой остается, когда и где эта вода пребывала в жидкой форме.

Другой «участник» эксперимента, минералогический ИК-спектрометр OMEGA может распознавать различные соединения на поверхности планеты. Обнаруженные им сульфаты и глинистые минералыпоказывают, что в условиях, существовавших на Марсе, по крайней мере, в течение некоторого периода времени, вода могла оставаться в жидкой фазе.

Наконец, стереокамера высокого разрешения HRSC, способная различать на поверхности Марса объекты диаметром до 10 м, засняла в наиболее древних областях планеты явственные следы водной эрозии. Фотографии также показывают огромную долину Касей, по которой некогда прошел гигантский ледник. Возможно, появление жидкой воды на поверхности Марса связано с активностью вулканов, которые растапливали огромные ледяные резервуары в недрах планеты.

Работая в контакте с европейскими коллегами, исследователи NASA намерены направить собственный марсианский аппарат Mars Reconnaissance Orbiter в области, которые оказались наиболее интересны, для дополнительного изучения.

По сообщению ESA