Скандинавские исследователи ионосферы работают в тесном контакте с тысячами местных любителей природы. Их снимки помогают ученым следить за появлениями полярных сияний и классифицировать их по цветам и видам, а время от времени даже обнаруживать новые формы.
Полярные дюны: завораживающее зрелище, окутанное тайной

Финские специалисты и энтузиасты описали новую необычную форму полярных сияний — «дюны», протянувшиеся на высотах выше 80 км в области мезопаузы. На приведенной схеме видно, что эта область атмосферы характеризуется сложным градиентом температуры (красная линия).

Необычная форма полярных сияний

К сожалению, она слишком высока для стратостатов, но при этом далека от работающих на орбите спутников и остается изученной недостаточно хорошо. Поэтому и природу сияющих «дюн» объяснить во всех деталях пока не удается. Предполагается, что кислород, создающий зеленое свечение, выносится сюда из нижних слоев атмосферы, оказываясь запертым между более теплыми слоями воздуха, которые окружают область мезопаузы с обеих сторон.

Статья «Полярные дюны» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2020).