В чем принципиальная разница между SARS-CoV-2 и COVID-19?

Многие наши читатели уже не раз вопрошали в комментариях, почему мы упоминаем некий SARS-CoV-2, когда во всем мире эпидемия COVID-19 в разгаре? Это подтолкнуло «ПМ» к написанию небольшого справочного материала на тему основных терминов и понятий, связанных с коронавирусной инфекцией.
В чем принципиальная разница между SARS-CoV-2 и COVID-19?

Помимо прочего, в разгар эпидемии развивается и еще одно очень опасное явление — «инфодемия». Это шквал слухов, сплетен, фэйк-ньюс и полноценной дезинформации. Чтобы разобраться в потоке этого новостного шума нужно обладать недюжинным самообладанием и базовым пониманием ситуации. Так что эта статья может помочь и в борьбе с недобросовестными распространителями информации.

Ремарка. Не стоит воспринимать этот материал в качестве замены «Википедии» или медицинского справочника.

Термины

• COVID-19 — коронавирусная инфекция или потенциально тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС), вызываемый коронавирусом SARS-CoV-2. Ранее до февраля 2020 года и некоторое время после «по инерции» это заболевание называлась 2019-nCoV, в англоязычных текстах встречается еще novel coronavirus desease (новая коронавирусная болезнь) и Wuhan coronavirus/pneumonia (Уханьский коронавирус/пневмония). Последнее наименование признано некорректным и неэтичным.
  • SARS-CoV-2 — представитель семейства коронавирусов, к которому относятся также SARS-CoV («атипичная пневмония», SARS, ТОРС), MERS («верблюжий грипп») и даже некоторые возбудители обычной простуда (но не гриппа, его вызывают ортомиксовирусы). Коронавирусы являются РНК-вирусами, то есть их геном представлен молекулой РНК.
  • Генетический материал — тут уже возникает вероятность разночтения, так как словосочетание может использоваться в двух значениях. Во-первых, чаще всего это геном клетки (представленный ДНК) или вируса (РНК или ДНК). Во-вторых, когда речь идет об анализах, под этим термином понимают биологический образец (слюна, мокрота, кровь, моча и прочее), содержащий геном человека, бактерии, вируса или даже всех сразу.
  • ДНК и РНК — это две разные, но принципиально похожие макромолекулы (большие молекулы), состоящие из последовательностей нуклеотидов (особые органические соединения). Они обе могут являться носителями генома. В клетках живых организмов РНК выполняет функцию своеобразного промежуточного переносчика информации между ДНК и органеллами, используемого для синтеза белков.
  • ДНК-тест — некорректный термин, обозначающий любую тестовую процедуру, включающую определение параметров генома. В контексте коронавируса его использование недопустимо и может говорить о непрофессионализме (а то и намеренном введении в заблуждение) автора текста.
  • ПЦР — полимеразно-цепная реакция, специальная процедура, позволяющая значительно (на несколько порядков) увеличить в образце количество целевых последовательностей нуклеотидов (но не молекулы РНК или ДНК целиком, для этого просто не хватит ресурсов). ПЦР-тест — не совсем корректный термин, обозначающий тестовую процедуру, включающую в себя ПЦР.
  • Антитела — особые белковые соединения, создаваемые организмом в ответ на самые разные угрозы, например, бактерии, вирусы, опухолевые процессы и даже инородные вещества. Тест на антитела — анализ, заключающийся в обнаружении определенных антител в крови или других физиологических жидкостях пациента. Наличие специфических антител является верным признаком наличия вируса в организме или того, что вирус когда-то присутствовал, но был побежден.
Тест на COVID-19

Важные вопросы и ответы

Как передается коронавирус SARS-CoV-2 между людьми?

Также, как и многие другие вирусы дыхательных путей — вместе с микроскопическими каплями влаги, которые человек выдыхает или выбрасывает во время кашля и чиханья. В организм другого человека вирионы (вирусные частицы) могут попасть также по воздуху, либо с различных поверхностей, на которые они осели. Для этого необязательно предметы облизывать или обнюхивать, достаточно прикоснуться руками, а затем дотронуться до лица. Коронавирус попадает в организм со слизистых носа, рта и глаз.

Как этого избежать?

Дезинфицировать все поверхности, до которых часто дотрагиваются люди — дверные ручки, выключатели, столы и поручни. В общественных местах соблюдать дистанцию до других людей не менее полуметра, избегать физических контактов (объятия, приветствия). Мыть руки регулярно, с мылом, а если нет такой возможности, то дезинфицировать их средствами на спиртовой основе. Не трогать лицо — глаза, рот и нос. При кашле и чиханье рот следует закрывать сгибом локтя: даже если у вас нет симптомов, вы все равно можете уже быть заражены, плюс демонстрация респираторной гигиены подает пример окружающим.

Койки, оборудованные для лечения COVID-19

Спасают ли медицинская маска и перчатки?

Носить маску необязательно, так как обычные медицинские маски не защитят от вирусов полностью, а респираторы соответствующего класса защиты доступны не всем, да и менять их нужно часто. С другой стороны, маска создает физический барьер между кожей лица и руками на случай, если избежать прикосновений не получается, а также обеспечивает какую-никакую преграду. Медицинские или хозяйственные перчатки носить постоянно вредно, но можно надевать перед контактом с предметами в общественных местах. Обычные перчатки (зимние или рабочие) никакой защиты не дают, даже скорее наоборот — могут сохранять в себе вирионы после контакта с зараженными поверхностями.

Стоит ли бояться, что посылки и продукты могут быть заражены?

Вирион коронавируса вне тела человека может сохранять свою целостность (а значит заразность) в течение 2-4 дней, в воздухе — до трех часов. Это означает, что посылок или товаров, которые были в пути более этого срока опасаться не нужно. Все пищевые продукты, которые хранились в открытом доступе для других людей (например, овощи или фрукты) лучше подвергать термической обработке. Через ЖКТ возбудитель COVID-19 попасть в организм не сможет, а вот со слизистой рта на слизистую носоглотки — легко.

Каковы симптомы коронавирусной инфекции?

COVID-19 отличается очень разнообразной тяжестью протекания у пациентов. Многие переносят болезнь легко, практически не замечая — как обычную простуду. У других развивается весь спектр расстройств организма и требуется реанимация. В общем случае специфичными для коронавирусной инфекции являются: жар (37,5 градусов и выше), затрудненное дыхание и кашель (как правило, сухой). Реже встречаются такие проявления, как повышенная утомляемость, боли в горле, суставах и мышцах, а также головные боли, диарея, тошнота и простудные симптомы (заложенность в носу). Инкубационный период может достигать 14 дней, но чаще всего проявления инфекции становятся заметны уже на третий-пятый день после заражения.

Схематичное изображение коронавируса

Чем опасна коронавирусная инфекция?

В запущенных случаях или при среднем и тяжелом течении болезни COVID-19 вызывает пневмонию, которая почти в трети случаев угрожает развиться в острый респираторный дистресс-синдром. Если вкратце, это означает, что поражение легких дошло до такой стадии, когда кислорода в кровь поступает значительно меньше необходимого количества, а ткани самих легких начинают необратимо изменяться. Это состояние требует интенсивной терапии с применением кислорода и, часто, искусственной вентиляции легких.

Чаще всего пациенты погибают от недостаточной функции дыхательной системы, вторичной инфекции, тяжелых нарушений работы почек и сердечно-сосудистой системы. Основная опасность COVID-19 является в том, что еще до проявления симптомов больной становится заразен. Даже при легком или бессимптомном течении болезни человек легко может заразить тех, кто находится в группе риска: пожилые люди и страдающие хроническими заболеваниями.

Будьте здоровы, а также соблюдайте рекомендации ВОЗ и российских органов здравоохранения.

Тест на антитела