Наблюдаем молодую Вселенную: Преданья очень глубокой старины

Европейская обсерватория обнаружила источник излучения, находящийся на расстоянии более чем 11 с половиной миллиардов световых лет. Ученые предполагают, что данный объект представляет собой раннюю стадию формирования галактики.

Открытие было сделано с помощью «Очень Большого Телескопа» (VLT) Европейского космического агентства еще в декабре 2002 г., однако первый пресс-релиз, содержащий научную оценку явления, был опубликован лишь несколько дней назад. Обнаруженный объект имеет диаметр в 200 тысяч световых лет, что вдвое превышает размеры Млечного Пути. По подсчетам, сила его излучения эквивалентна свету 200 миллиардов Солнц. Несмотря на это, объект совершенно невидим для телескопов, работающих в самых разных диапазонах — от инфракрасного до рентгеновского. Обнаружить его удалось лишь с помощью оптического фильтра, регистрирующего излучение с длиной волны около 505 нм, который позволил засечь излучение водорода на расстоянии в 11,6 миллиардов световых лет. Таким образом, наблюдаемое явление относится ко времени, когда Вселенной было всего два миллиарда лет от роду, что составляет меньше 15% от ее нынешнего возраста.

«Мы пробовали объяснить природу объекта используя привычные модели: излучение галактики с чрезвычайно активным ядром, или галактики, в которой идет интенсивный процесс образования новых звезд, но ни одна из них не оказалась применимой в данном конкретном случае — говорит Ким Ниссон (Kim Nilsson), автор первого отчета об обнаруженном явлении. — В результате мы пришли к выводу, что регистрируемое излучение испускается в процессе поглощения водорода сгустком темной материи. По-видимому, мы наблюдаем процесс образования галактики наподобие нашего Млечного пути».