Редакция ПМ

В «Университете детей» Политеха каждый детский вопрос становится основой для настоящего научного исследования. Дети не только слушают лекции, а часто спорят с преподавателями, задают вопросы, проводят эксперименты и научные опыты, а также выходят в город, где узнают больше о работе лабораторий, химчисток, метеорологической станции МГУ. Мы спросили у исполнительного продюсера проекта Оксаны Здобниковой и лектора Университета микробиолога МГУ Ильи Сережкина, о том, как происходит современное обучение и почему наука стала так сильно нравиться детям.

Исполнительный продюсер «Университета детей» Оксана Здобникова.

— Почему в Университете детей именно ученые отвечают на детские вопросы?

Так придумали наши коллеги в Польше — ученые там адаптировали свои исследования для детей и рассказывали о них на лекциях в выходные дни. Мы уже седьмой год работаем над этим в России: приглашаем популяризаторов науки, ученых, которые отвечают на детские вопросы, проводят эксперименты, научные опыты. Правда, мы разделили детей на направления в зависимости от возраста — перед каждым возрастным направлением стоят свои задачи по развитию навыков, которые позволяют передавать все больше свободы в выборе учебной траектории самим студентам.

— Какие ученые участвовали в программе?

За время работы «Университета детей» мы пригласили к сотрудничеству огромное количество ученых, невозможно назвать всех. Среди наших лекторов были физик, астрофизик, микробиолог, урбанист, историк, социолог, антрополог, патологоанатом, филолог, программист, врач-иммунолог, биолог, нейробиолог, семейный психолог, зоопсихолог и много других интересных людей. На каждого ученого нашелся не один детский вопрос.

— Как вы выбираете тему, которой будет посвящено занятие?

Каждое занятие в Университете рождается из детского вопроса. Мы сами не решаем за студентов, а обращаемся к тому, что им действительно интересно. В Политехе мы просим детей пофантазировать: какой вопрос они бы задали учёному? Все вопросы собираем в «Ящик любопытства» и пополняем базу, в которой уже более 800 вопросов. Чтобы понять, как микробы делают кефир или зачем люди ставят памятники, нужны разные научные подходы. Поэтому сбор данных студенты проводят на разных площадках от традиционных лекционных аудиторий и научных лабораторий, заканчивая музеями, зоопарками, химчистками и даже депо.

— Чем обучение в «Университете детей» отличается от школьных занятий?

Во многом. Мы отошли от стандартного формата уроков, где дети должны тихо сидеть за партами и не шевелиться. Для нас детские вопросы, то, что они спорят с учеными — это главный индикатор интереса. Дети могут встать, подойти, что-то рассмотреть, могут принести коврик и сидеть на полу, если им хочется. А главное, что у нас можно задавать вопросы, спорить, сомневаться. А всех, кого лекция зацепила, мы приглашаем в дискуссионный клуб, где продолжится живое обсуждение темы с ученым-модератором. Также у нас нет оценок — мы не выделяем лучших и аутсайдеров, не оцениваем детские работы. Мы даем домашние задания, а под конец курса предлагаем сделать проект, если ребенка заинтересовало одно из занятий, но оценки не ставим. Дети сами выбирают темы работ, которые им кажутся интересными, сами решают, как провести исследования. Благодаря этому дети учатся мыслить самостоятельно.

Илья Сережкин, микробиолог, лаборатория физиологии и биохимии микробов биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

— Как вы отвечаете на сложные, смешные вопросы детей? Много интересных вопросов задают дети?

Мы вместе с детьми берем один вопрос, а потом ищем на него ответ, используя научный метод, проводя опыты и исследования. Один из самых сложных вопросов — как появилась жизнь на нашей планете. Конечно, существуют сформированные представления о процессе возникновения жизни путем постепенной биохимической эволюции. Это можно рассказать, но очень сложно представить: как из органических и неорганических соединений появились первые организмы.

А самым интересным детским вопросом был — смогут ли ученые когда-либо обнаружить и определить все виды микроорганизмов, обитающих на нашей планете? Этот вопрос интересен тем, что современная микробиология относительно недавно получила новые методы, связанные с секвенированием ДНК микроорганизмов и их быстрой идентификацией, что позволило намного ускорить «перепись населения» микробного мира. Тем не менее, пройдет много лет, пока мы сможем исследовать все уголки природы, чтобы обнаружить почти все группы микроорганизмов. Обсуждение этой темы на занятии с детьми получилось очень увлекательным.

— Есть ли детский вопрос, на который не может ответить даже ученый?

Конечно, иногда дети задают вопросы, на которые практически невозможно найти ответа (по крайней мере сегодня), они совпадают с проблемами современной науки. Тогда мы оставляем эти вопросы, надеясь, что студенты «Университета детей» когда-нибудь совершат прорыв и найдут ответ сами.

— Какие исследования, связанные с микробиологией, вы проводите с детьми?

Вот например, темой нашей работы в осеннем семестре стал поиск нефтеокисляющих микроорганизмов, которые могут быть применены для утилизации нефтяных загрязнений почвы. Для детей самой интересной частью работы стал отбор образцов и работа с ними. От студентов зависело то, какие микроорганизмы мы обнаружим в конце нашей работы. Участников курса это очень вдохновило, и все крайне ответственно подошли к своей работе.

— Где проходят занятия Университета, которые вы ведете?

Занятия по нашему проекту проходят в настоящей лаборатории — она ровно такая же, как те, в которой работают микробиологи по всему миру на производствах и в научных институтах. Мы пользуемся классическими методами микробиологии, повторяя этапы реальных исследований.

— Как детям объяснить непростые научные вопросы?

Конечно, научные термины или какие-то процессы, происходящие в живых организмах, довольно сложно объяснить простыми словами, например то, в каком виде хранится вся наследственная информация в клетках живых организмов и как она передается их потомкам. Однако и здесь мы можем воспользоваться более простыми аналогиями, описывающими процессы без потери сутевой части. Иногда в процессе изучения того или иного явления нам помогает работа вне аудитории, домашнее задание, которое способствует запоминанию и пониманию сложных терминов, а также подталкивает студентов к самостоятельному углублению в тематику нашей работы.