«Исчезающие звезды» могут быть инопланетными объектами

В ходе масштабного исследования, проведенного в 2019 году, ученые обнаружили десятки звездообразных исчезнувших объектов, которые сбивают ученых с толку.
«Исчезающие звезды» могут быть инопланетными объектами
Dino Reichmuth / Unsplash

Сравнительный анализ старых и современных астрономических данных позволил обнаружить около 100 звездообразных объектов, которые неожиданно исчезли. Эти странные явления, вероятно, вызваны естественными процессами, но ученые не исключают возможность того, что так мы наблюдаем инопланетян.

Объекты выглядят тусклыми красными точками в ночном небе. Но затем они начинают становиться ярче, причем иногда в тысячу раз, и исчезают из поля зрения менее чем за час.

В исследовании, опубликованном в Astronomical Journal, данные объекты называют «красными переходными процессами». Авторы публикации, группа ученых, возглавляемых Беатрис Вильярроэль из Стокгольмского университета и Института астрофизики Канарских островов в Испании, отметили около 100 подобных объектов, которые также называют «исчезающими звездами». Они сбивают ученых с толку.

Красные переходные процессы были обнаружены в рамках проекта Vanishing & Appearing Sources during a Century of Observations (VASCO — созвучно с именем Васко да Гама, мореплавателя эпохи Великих географических открытий), основанного в 2017 году. На русский язык название переводится как «Исчезающие и появляющиеся источники в течение столетия наблюдений». Ученые, участвующие в данном проекте, охотятся за объектами, которые таинственным образом исчезают. «Если звезда не падает в черную дыру, то не существует никакого известного физического процесса, в результате которого она могла бы полностью исчезнуть. Но коли такие примеры существуют, это делает их интересными для поиска новых экзотических явлений или даже признаков существования технологически продвинутых цивилизаций», — говорится в исследовании.

В ходе последнего исследования Вильярроэль и ее коллеги изучили архивные астрономические данные, собранные в течение прошлого столетия. В частности, данные, найденные в каталоге Военно-морской обсерватории США (USNO). Эти старые данные сравнивали с современными каталогами, включая недавно выпущенный Pan-STARRS Data Release-1 (DR1).

Ученые обнаружили, что из 600 миллионов объектов 151 193 в современных каталогах отсутствуют. Вильярроэль и ее коллеги проанализировали 23 667 таких аномальных объектов, то есть лишь 15,7%. Взяв эту предварительную выборку и изучив ее, исследователи пришли к выводу, что большинство из них являются «артефактами различного рода». Например, пятнами на линзах и прочими дефектами.

Но исчезновение примерно ста объектов объяснить оказалось непросто — это красные переходные процессы. Эти объекты, как правило, были очень красными и двигались не так, как большинство объектов из каталога USNO. Ученые исключили возможность, что это были такие известные явления, как, например, астероиды, быстро движущиеся звезды или звезды, которые просто вышли из поля зрения.

Исчезнувшая звезда
Villarroel et al.

Звезды исчезают либо превращаясь в белых карликов, либо взрываясь и превращаясь в сверхновые. Как вариант — падение звезды в черную дыру. Другая возможность, которую не исключают ученые, заключается в том, что вспышки света — это массивные солнечные вспышки, исходящие от красных карликов.

В своей работе исследователи уделили много внимания еще одной возможности — деятельности внеземного разума. Чаще такой подход свидетельствует о том, что ученые находятся в замешательстве. Но это не значит, что такой возможностью следует пренебрегать.

Как предполагают авторы исследования, источниками красного света могут быть мощные лазеры, используемые для межзвездной связи, либо это тепловые отходы, испускаемые сферами Дайсона — гипотетическими мегаструктурами, которые окружают звезды.

Ученые утверждают, что более тщательное изучение этих красных переходных процессов вполне оправдано, поэтому они намерены разобраться со всеми 151 193 обнаруженными объектами. Для этого они собираются использовать искусственный интеллект.