Микробы от похмелья: как решить главную проблему пьющих

Спирт – наркотик грубый. Он неразборчиво вмешивается во множество процессов, протекающих и в мозге, и за его пределами. Влияние алкоголя на организм сложно и многообразно, и так же сложно вызванное им наутро состояние постинтоксикации, сопровождающееся неприятными психологическими и физио­логическими эффектами, – попросту говоря, похмелье. Его тяжелые симптомы вызываются множеством факторов: обезвоживанием, изменением содержания глюкозы и рН крови и, конечно, накоплением ацетальдегида.
Микробы от похмелья: как решить главную проблему пьющих

Эта небольшая вредная молекула образуется при окислении этанола в печени и кишечнике. Следом ацетальдегид должен окисляться до уксусной кислоты и в таком виде уже выводиться из организма. Однако обе реакции катализируются отдельными ферментами, скорость работы которых у разных людей может различаться. Кто-то способен быстро проводить обе реакции и практически не страдает от похмелья, а у кого-то ацетальдегид накапливается в неприятных и даже опасных количествах. В основном это происходит в кишечнике, где альдегид превращается в кислоту намного медленнее, чем в печени. Этот токсин ответствен за целый ряд тяжелых проявлений алкогольного отравления, особенно хорошо знакомых жителям Восточной Азии, которым достался ген не слишком резвой ацетальдегиддегидрогеназы (ALDH).

Пиво

Впрочем, неспособность быстро переработать ацетальдегид может оказаться удачей, сдерживая тягу к спиртному. По статистике, около четверти тяжелых алкоголиков почти не переживают сильных симптомов похмелья. Для лечения алкоголизма даже применяют препараты, такие как дисульфирам, подавляющие работу ALDH, в результате чего умеренные количества спиртного вызывают очень неприятные переживания. Но в остальном похмельное состояние полезным не назовешь, недаром существует такое множество «надежных» рецептов борьбы с ним. В 2019 году их стало как минимум на один больше. По словам микробиологов из стартапа ZBiotics Зака Эбботта и Джона Оливера, мало какая их идея привлекала такое внимание инвесторов. Записывайте.

Еще в 2016 году Эбботт и его команда начали экспериментировать с Bacillus subtilis, безвредными почвенными бактериями. Сегодня эти бациллы выступают популярным модельным организмом для биологических экспериментов, широко применяются в промышленном производстве ферментов. И если уж они успешно синтезируют амилазы и другие белки в биореакторах, то справятся и с ацетальдегиддегидрогеназой, необходимой для срочной нейтрализации «похмельного» токсина.

Как действует алкоголь

Собственный ген этого фермента, имеющийся у бактерий, ученые заменили человеческим геном ALDH2 с помощью гомологичной рекомбинации. Это старый и проверенный метод, при котором происходит обмен сходными участками между бактериальной хромосомой и внесенным в клетку фрагментом ДНК. Так бациллы линии ZB183 получили способность производить человеческую ALDH: «Выпейте перед тем, как выпить», – рекомендуют создатели ГМ-бактерий, предлагая их в составе «пробиотика» ZBiotics. Предполагается, что, оказавшись в кишечнике, микробы возьмут на себя утилизацию значительной части образующегося токсина.

Несмотря на сомнительную обоснованность эффективности препарата, за 2016–2019 годы стартапу ZBiotics удалось привлечь около 3,3 млн долл. инвестиций и запустить произ­водство.

Проблемные пробиотики

Веб-сайт ZBiotics тщательно избегает любых упоминаний о том, что препарат помогает предотвращать или лечить какие-либо болезненные состояния, иначе компании придется ввязаться в долгий и дорогой процесс одобрения Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). Однако создатели коктейля не сообщают даже о проведении клинических испытаний. Они лишь разослали около 10 тыс. пузырьков желающим и получили «на 94% положительные» отзывы. Статья Эбботта и его коллег задержалась на рецензировании в журнале Journal of Toxicology, ее публикация постоянно откладывается. Да и пробиотиком называть свой продукт они уже избегают. Проблема в том, что до сих пор нет однозначных свидетельств положительного эффекта от приема таких препаратов, будь то йогурты или средство от похмелья. По некоторым данным, проглоченные «полезные бактерии» неспособны закрепиться в сложившейся микрофлоре кишечника, и часть их погибает, а большинство выводится естественным образом. Кроме того, микрофлора настолько индивидуальна и разнообразна, что, по-видимому, не существует универсального и единого для всех рецепта ее коррекции.

Пиво

Неустранимое похмелье

Эбботт и Оливер возражают, что закрепляться в кишечнике ГМ-бациллам вовсе необязательно. Для ослабления похмелья им достаточно сохраняться там лишь некоторое время, чего вполне можно добиться приемом пузырька с бактериальной культурой. Эксперименты показали, что микробы действительно перерабатывают ацетальдегид в уксус. Этим свидетельства в пользу ZBiotics заканчиваются.

Несмотря на это, в 2019 году ZBiotics поступил в продажу. Его создатели признаются, что снять многообразные симптомы похмелья одним средством невозможно. Они продолжают работу над коктейлем, который включит новые ферменты и ГМ-микробы, способные устранить другие проблемы, вызванные попаданием спирта в организм. Пока же такой рецепт остается за пределами реальности, а нам остается по возможности не злоупотреблять.