Есть ли связь между языком и популярностью? Новое исследование показало, что количество известных людей в стране больше связано с языком, чем с богатством или численностью населения.

Например, человек, родившийся в англоговорящей стране, имеет гораздо больше шансов стать знаменитым, чем кто-то, родившийся в стране, язык которой является не столь влиятельным в мире. Ученые из Массачусетского технологического института составили «глобальную языковую сеть», проанализировав книги, которые были переведены с одного языка на другой, статьи в Википедии и посты в Твиттере.

Они изучили связи между языками и построили с помощью инструмента Google PageRank для каждого источника данных своеобразную «паутину» связей между языками, центральной частью которой в каждом случае стал английский. Испанский, французский и немецкий языки также довольно популярны, а вот китайский, арабский и хинди довольно сильно им уступают: несмотря на то, что на этих языках говорит очень большое количество людей, объем переводов между ними довольно маленький.

С другой стороны, в Твиттере и Википедии больше доля языков, связанных с развивающимися странами — таких, как малайский, филиппинский и суахили, по сравнению с «книжными» языками. Этот результат позволяет предположить, что новые, менее формальные каналы коммуникации являются более популярными у населения в развивающихся странах, по сравнению с «традиционным» письмом.

«Сеть» также демонстрирует интуитивное представление, что более влиятельные языки гораздо охотнее переводят на другие языки. Например, книга, написанная на испанском языке, найдет англоговорящую аудиторию через двуязычных носителей английского и испанского языков, но изданию, написанному на вьетнамском языке, будет гораздо сложнее добраться, скажем, до индейцев мапучи из-за гораздо меньшего количества людей, говорящих на обоих языках.