Судно «Академик Николай Страхов»: от Мирового океана до Балтийского моря

В 1985 году финская верфь Hollming в городе Раума завершила работу над очередным научно-исследовательским судном, построенным по заказу Геологического института Академии Наук СССР — корабль, названный «Академик Николай Страхов», стал не только одним из самых эффективных судов серии 2600 T, но и одним из самых знаменитых представителей отечественного научно-исследовательского флота за всю его историю.
Судно «Академик Николай Страхов»: от Мирового океана до Балтийского моря

Судно «Академик Николай Страхов» уже совершило немало значительных открытий, которые вошли в историю научного флота России. И на будущее у плавучего института планы также довольно серьёзные: в рамках национального проекта «Наука» будет проведена модернизация судна, которая даст возможность исследователям работать в комфортных условиях и идти в ногу со временем.

Этот плавучий институт, названный в честь одного из создателей современной литологии Николая Страхова, стал одним из четырёх научно-исследовательских судов общего проекта (наряду с «Академик Борис Петров», «Академик М.А. Лаврентьев» и «Академик Опарин») и за время своей эксплуатации провёл более трёх десятков научных экспедиций. 75,5-метровое судно водоизмещением 2685 тонн создавалось специально для проведения геофизических исследований и геологического строения дна океана, в основном занимаясь изучением геолого-геофизических особенностей строения тропической части Атлантического океана; также проводились экспедиции и в других регионах Мирового океана. Собранная информация легла в основу многочисленных научных работ и десятков открытий в области изучения рельефа дна Мирового океана.

При этом, как и научно-исследовательское судно «Академик Сергей Вавилов», «Академик Николай Страхов» принимал участие и в работе над проектами, связанными с наукой косвенно. Например, без этого судна сложно было бы провести расследование... авиакатастрофы.

Судно «Академик Сергей Вавилов»

В 1 июня 2009 года пассажирский лайнер Airbus A330−203 авиакомпании Air France, выполнявший плановый рейс AF447 по маршруту Рио-де-Жанейро-Париж, спустя 3 часа и 45 минут после взлёта рухнул в воды Атлантического океана. Катастрофа, произошедшая в Атлантике, привела к одной из самых сложных поисковых операций в истории мировой авиации, поскольку речь шла об обнаружении фрагментов самолёта на большой площади океана со сложным рельефом дна. Вот здесь международной комиссии и пригодились собранные российским научно-исследовательским судном данные и сделанные по ним карты дна Атлантического океана в районе крушения Airbus.

Вся проделанная «Академиком Николаем Страховым» работа была бы невозможна, во-первых, без опытнейших специалистов, выходящих в экспедиции, во-вторых, без установленного на борту судна оборудования. Один из пяти имеющихся в России глубоководных эхолотов на 256 лучей находится именно на этом судне — устройство позволяет снимать океанское дно сегментами в несколько километров за один раз, что существенно ускоряет сбор необходимой учёным информации. А эти сведения важны не только для науки, но и для политики.

С точки зрения научных открытий Мировой океан таит ещё немало нового, потому что водные пространства занимают более 70% Земли, но при этом рельеф дна океана детально изучен лишь на 7%, а остальное только предстоит познать. В том числе с помощью российского научно-исследовательского флота. Если говорить о геополитике, то сделанные исследователями открытия неизвестных до того подводных объектов позволяют России закрепить за собой международный приоритет на эти формы рельефа. Например, из 54 названий форм подводного рельефа, которые были поданы от России за 30-летний период приоритета открытий и приняты международным сообществом, 30 были получены в экспедициях «Академика Николая Страхова». А в честь учёного и одноимённого судна в Атлантическом океане был назван разлом — разлом Страхова.

Судно «Академик Николай Страхов» внутри

И несмотря на то, что зачастую в экспедиции учёным приходится заниматься не только своей научной работой, но и проводить спасательные операции — в 2019 году, например, «Академик Николай Страхов» помогал терпевшей бедствие в Белом море яхте «Крейсер» — всё же приоритетом остаётся фундаментальная и прикладная наука. Каждый рейс российского судна позволяет отечественной науке узнавать новое об устройстве Земли, искать подводные залежи полезных ископаемых, делать съёмки рельефа дна, которые нужны не только для навигации, но и для прогнозирования природных катастроф. Например, учёные находятся в поиске подтверждения гипотезы, что гигантские волны-цунами могут возникать из-за сходящих в береговой зоне оползней или подвижек земной коры. Подтвердить или опровергнуть эти идеи может только работа научно-исследовательских судов, постоянно изучающих Мировой океан. И зачастую экспедиции преподносят приятные сюрпризы, позволяя открыть то, что изначально не входило в планы учёных.

«В октябре 2019 года в 44-м рейсе НИС "Академик Николай Страхов" было выполнено высокоразрешающее сейсмоакустическое профилирование и многолучевое эхолотирование в глубоководном проходе Кейн на глубине 4600 м, пересекающего возвышенность Сьерра-Леоне. Был обнаружен контуритовый дрифт, размер которого в 5000 квадратных километров примерно в два раза больше площади территории Москвы. Максимальная мощность дрифта превышает 140 м. На его поверхности развиты осадочные волны высотой с 16-этажный дом. По форме дрифт напоминает дельту гигантской реки и поэтому классифицирован как "дельтовый контуритовый дрифт". До настоящего времени в этом районе был известен только небольшой фрагмент обнаруженного дрифта.

Происхождение выявленного дельтового дрифта связано с течением через проход Кейн Антарктической донной воды, распространяющейся в северном направлении. Эта вода представляет собой огромную водную массу, самую холодную и плотную в Мировом океане.

Существование гигантского осадочного тела на склоне возвышенности Сьерра-Леоне, обусловленного «Антарктической донной рекой», указывает на значительно больший объем поступления Антарктической донной воды в северо-восточную Атлантику в прошлые эпохи по сравнению с настоящим временем. Это необходимо учитывать при ретроспективном анализе климата планеты. Исследование осадков, слагающих контуритовые дрифты, имеет не только фундаментальное значение, связанное с изучением истории климата, но и перспективно с точки зрения поиска и добычи углеводородов, — пояснил Сивков Вадим Валерьевич, директор Атлантического отделения ИО РАН, кандидат геолого-минералогических наук.

Судно «Академик Николай Страхов»

Сейчас «Академик Николай Страхов» активно трудится. В 2019 году судно побывало в Восточной Атлантике, в районе глубоководного прохода Дискавери, близ Канарской котловины и глубоководного прохода Кейн, а также провело экспедиции в Балтийском море, где перед российскими учёными стояло множество разноплановых задач — изучение структуры вод и течений, получение изображений рельефа дна, отбор проб воды, донных осадков и биоты, анализ состава воды и её загрязнения. В 2016 году, например, судно изучало состояние затопленного в годы Великой Отечественной войны в Балтийском море химического оружия, продолжаются экспедиции по изучению влияния микроскопического пластика и нефтедобычи на экосистему Балтийского моря. В начале декабря 2019 года судно отправилось в очередной рейс в Северо-Восточную Атлантику в пределы исключительной экономической зоны (ИЭЗ) Португалии у острова Мадейра и на гидрологических разрезах в Балтийском море в ИЭЗ Дании, Польши и России. Исследования позволят получить новые данные для изучения Антарктической донной воды в Северо-Восточной Атлантике, для мониторинга состава, географического распространения, количественного распределения и численности животных и рыб и оценки влияния на них климатических и океанографических факторов.

В 2021 году научно-исследовательское судно ждёт модернизация — по завершении капитального ремонта в рамках национального проекта «Наука» выделенное финансирование будет потрачено на усовершенствование оснащения судов. «Академик Николай Страхов» в 2022 году получит улучшенное судовое оборудование для проведения гидрофизических и гидробиологических работ, а на 2024 год намечено окончание комплектования судна научным оборудованием для проведения геолого-геофизических работ по изучению строения дна Мирового океана. С учётом того, что на обновлённом судне в рамках национального проекта «Образование» и федерального проекта «Молодые профессионалы» появятся и перспективные учёные, «Академик Николай Страхов» ждут новые научные открытия. Кроме того, легендарное судно поможет и международному научному сообществу.

«В рамках экспедиционных работ в 43-м рейсе НИС "Академик Николай Страхов" в кооперации с коллегами из Университета Лондона Роял Холлоуэй исследовались донные осадки в районе глубоководного прохода Дискавери с целью палеоокеанологических реконструкций. Международная коллаборация исследователей обеспечивает обмен опытом, а также получение результатов на высоком научном уровне. По результатам коллаборации планируются совместные публикации в высокорейтинговых журналах», — отметила Лейла Баширова.

Российский научно-исследовательский флот, переживший очень непростой период своей истории, вновь возвращается в авангард науки. Не только отечественной, но и мировой, ведь без судов и учёных из России невозможно представить себе множество открытий, о которых говорят исследователи всей планеты.

Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки РФ и Центра морских экспедиционных исследований Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН (ЦМЭИ ИО РАН)

Фотографии предоставлены видеостудией ИО РАН

Материал о научно-исследовательских судах «Академик Сергей Вавилов» и «Академик Иоффе» читайте по следующей ссылке.