Астрономы застали рождение новой планеты в созвездии Тельца

Крупнейшая наземная астрономическая обсерватория ALMA в Чили обнаружила в созвездии GG Тельца тройную звезду, в окрестностях которой происходят интенсивные процессы по формированию новой планеты. Данные, полученные телескопом во время наблюдений за этой системой, являются первым практическим подтверждением того, что у таких звезд возможно формирование планет.

До сих пор ученые скептически относились к идее существования планет, вращающихся вокруг пары из двух звезд. Считалось, что гравитационные возмущения, вызванные взаимодействием звезд, будут разгонять частицы до чрезвычайно высоких скоростей, в результате чего их столкновение будет приводить не к соединению, а к дроблению на еще меньшие фрагменты, препятствуя образованию планет.

Однако эти представления стали разрушаться с появлением нового поколения телескопов с достаточно высокой чувствительностью для поиска планет вне пределов Солнечной системы. В 460 световых годах от Земли ученые уже обнаружили тройную систему, состоящую из трех светил — пары из двух звезд и оранжевого карлика, вращающегося вокруг них на достаточно большом расстоянии. Их возраст составляет всего лишь около 5 миллионов лет и их до сих пор должны окружать останки газопылевой туманности, внутри которой они родились.

Проанализировав радиоизлучение частичек пыли в окрестностях GG Тельца, ученые выяснили, что эта тройная система окружена сразу двумя кольцами из пыли и газа. Более крупное кольцо окружает сразу три звезды системы, а меньшее — оранжевый карлик в центральной части. Подобные структуры встречались астрономам и ранее, однако ученые считали их кратковременным явлением.

Понаблюдав за тем, как светятся молекулы угарного газа во внешнем и внутреннем кольцах, ученые увидели, что оба диска соединяют частицы материи, что позволяет кольцу существовать на протяжении нескольких десятков миллионов лет. Вероятнее всего, астрономам удалось застать эту звездную систему за процессом рождения планет внутри нее.