Нет, это не шар! Вы сильно удивитесь, когда узнаете, какой формы Земля на самом деле!

Земля имеет форму шара диаметром 12 742 км – но это только на первый взгляд. Любое небесное тело достаточных размеров со временем становится сферическим под действием собственной гравитации.

Приобретают такую форму и каменистые объекты, имеющие, по очень грубым оценкам, хотя бы 600 км в поперечнике и массу как минимум 0,01% от массы нашей планеты. Но дальше начинаются детали и тонкости.

Что влияет на форму небесного тела

Форму планеты Земля определяет несколько факторов. Во-первых, вращение шара Земли создает центробежную силу, причем на экваторе она выше, чем у полюсов. Из-за этой разницы планета оказывается чуть сплюснута и ее диаметр, проходящий через экватор, становится на 43 км больше. Если бы всю ее целиком покрывал бескрайний океан, то он образовывал бы чуть вытянутый эллипсоид, и эта фигура более точно соответствует действительной форме Земли. Но это только во-первых.

Эта 3D-модель истинной формы Земли была подготовлена американскими учёными.
naked-science.ru

Масса распределена по поверхности нашей планеты не совсем равномерно. Как правило, литосферные плиты материков толще, чем океанические. Высокие горы и глубокие впадины, мощные рудные отложения – все это создает слабые аномалии, участки, в которых гравитационное поле оказывается чуть сильнее или слабее обычного. Гравитационные аномалии обнаруживают по их влиянию на высоту полета спутников, работающих на околоземной орбите.

Например, два одинаковых зонда миссии GRACE облетали планету около 15 лет, проходя над каждым участком поверхности раз в месяц и с ювелирной точностью отслеживая расстояние друг до друга. Пролет над любой гравитационной аномалией вызывал небольшие изменения их положения, и собранные при этом данные позволили составить самую детальную карту гравитационного поля Земли и уточнить ее форму.

Так какая же форма у Земли на самом деле?

Такая поверхность называется геоидом — это и есть настоящая форма Земли: в отличие от ровного эллипсоида, его высота в каждом участке определяется точным балансом между центробежной силой и локальной гравитацией.

Гравитация сильно влияет на движение литосферных плит, а потому настоящая форма Земли не идеальный эллипсоид, а геоид.
360mag.bg

На фоне размеров всей планеты Земля даже самые крупные детали ее поверхности покажутся совсем крошечными. Например, для Бездны Челленджера (10,9 км ниже уровня моря) отклонение от среднего радиуса Земли составляет всего 0,17%, а для Джомолунгмы (8,8 км) – 0,14%.

Тем более незаметны будут аномалии реальной формы Земли — геоида: от эллипса его поверхность отклоняется в пределах от –85 до 106 м. Поэтому 3D-модель, подготовленная учеными американского Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), усилена: аномалии на ней дополнительно выделены. Однако в остальном она полностью опирается на данные GRACE и наглядно демонстрирует непростую форму нашей в целом круглой планеты.

История: представления людей о форме земли в разные эпохи

Многие верили, что Земля является плоской. Это представление встречается в мифологии многих древних народов и также прослеживается в ранних этапах развития буддизма и индуизма. Идея о плоской планете была распространена в древних работах ученых и философов, в то время когда астрономия еще не развилась как наука. В те времена философские воззрения имели преобладающую роль в представлениях людей, которые формировались из того, что они могли видеть и наблюдать. Из-за этого плоскость и рельеф Земли казались ровными для человека.

Вероятно, это связано с тем, что для наблюдателя видимость планеты ограничивается лишь плоскостью, которую он может охватить своим взглядом. Только с большой высоты человек может заметить кривизну поверхности Земли.

С развитием астрономии и изучением географии это представление о плоской Земле стало неактуальным и было признано ошибочным. Помимо этого существуют весомые доказательства, подтверждающие шарообразную форму планеты. Таким образом, официально мы живем на круглой Земле. Характеристика Земного шара включает форму, плотность, возраст, вес, массу, климат и температуру. Также известно, что цвет Земли является голубым, что связано с присутствием воды на ее поверхности.

Но не все так плохо и запущено. В древности люди также предполагали, что Земля имеет форму шара. Однако ученые, поддерживавшие эту идею, сталкивались с насмешками и преследованиями со стороны церкви. Интересно, что даже простое доказательство, такое как наблюдение за округлой тенью Земли на поверхности Луны во время лунных затмений, не убеждало религиозных лидеров.

Например, Пифагор в несколько веков до нашей эры считал, что наша планета имеет форму шара. Затем Аристотель, изучая лунные затмения и другие астрономические явления, пришел к выводу о круглой форме Земли. Эратосфен, известный астроном-ученый, даже вычислил радиус нашей планеты. Ньютон также был заинтересован в форме Земли и предлагал идею ее эллипсоидной формы.

Только после выработки общей модели Вселенной шарообразная форма Земли стала общепризнанным фактом. Однако по сей день есть люди, которые настаивают на земной плоскости. Даже с учетом современных научных доказательств и достижений, существует специальное Общество плоской Земли, которое объединяет сторонников этой идеи.

Члены Общества плоской Земли не признают существование Южного полюса и считают, что все космические объекты находятся над земной поверхностью
Shutterstock

Люди, придерживающиеся таких убеждений, часто приводят аргументы, основанные на личном опыте и интерпретации различных явлений. Они утверждают, что Земля представляет собой плоский диск диаметром 40 тысяч км и ее центр расположен на территории Северного полюса.

Также сторонники теории о плоской Земле считают Южный полюс выдумкой и утверждают, что все космические объекты находятся над поверхностью Земли. При этом они отрицают силу гравитации и утверждают, что планета движется вверх, и это приводит к ускорению свободного падения. Они также верят, что Антарктика является ледяной стеной-краем всей поверхности Земли. Для членой Общества плоской Земли Библия становится авторитетом и источником доказательств своих убеждений.

Спорить с такими людьми может оказаться бесполезным, поскольку они глубоко укоренены в своих представлениях и верят только своим собственным интерпретациям. Они могут находить «доказательства» в самых непредсказуемых и нелогичных местах, но для них это имеет большую значимость.

Однако стоит отметить, что эти убеждения являются противоположными научному знанию и основаны на субъективных наблюдениях и интерпретациях событий. Отрицание науки может привести к непониманию и неверному толкованию событий и фактов — это имеет негативные последствия для общества.